Александра Сергеевича Пушкина уважали, уважают и уважать будут многие учёные, писатели, интеллигенты. Да даже рядовые люди понимают важность сего феномена словесности. Это ещё что! Существует целая наука - пушкинистика, которая занимается изучением Александра Сергеевича как явления. И под «микроскопом» у пушкинистов не только его творчество.
Вот как о нём отзывался Иван Тургенев: «Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признаётся даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого».
А это мнение Бориса Пастернака: «Пушкиным началась наша современная культура, реальная и подлинная, наше современное мышление и духовное бытие. Пушкин возвёл дом нашей духовной жизни, здание русского исторического самосознания».
И вот ответь: как можно пробуждать интерес к русской культуре вне её символа её? Правильно, никак.
Сергей Есенин сказал: «Постичь Пушкина - это уже нужно иметь талант. Думаю, что только сейчас мы начинаем осознавать стиль его словесной походки». Получается, за долгие годы люди только приблизились к пониманию поэта. Точнее, гения поэта. И мы, студенты ЛГПУ, не отстаём и тоже пытаемся понять Александра Сергеевича. А помогает нам в этом отличная традиция под названием «Пушкинские уроки».
Откуда же она взялась?
Традиция относительно молодая. При этом Пушкинские уроки могут быть разными. Они отличаются от региона к региону, где у педагогов свои наработки. Например, ученики Санкт-Петербургской школы № 533 выходят за рамки непосредственно литературы. И готовят от каждого учителя (вне зависимости от предмета) занятие, так или иначе связанное с Пушкиным.
В нашем ЛГПУ – это тоже дело ответственное и важное. Здесь проводят как обычные Пушкинские уроки, так и семинар, посвящённый творчеству и аспектам мировоззрения Александра Сергеевича.
Минувшей зимой студентам института филологии разных курсов дали задание: подготовить школьный урок (40 минут). Был представлен список тем, который требовалось доработать, что называется, «под себя». Дело в том, что выбор школьников широк: от «началки» до 9-х классов. Так что ограничиваться лишь одними сказками или рассуждениями о русском языке нельзя. Далее студенты составили план своего занятия по вехам: класс, актив, что работает на раскрытие материала. Одним школьникам предлагалось затронуть «Болдинскую осень», а другим – пройти квест. Важно было ещё наладить с ребятами контакт, взаимодействие. Ведь студенты не лекторы, а учителя. Значит, без вовлечения школьников в рассуждения не обойтись. И вот, что получилось по итогу.
Елизавета Лебедева: «Я уже не первый раз пробую себя в роли учителя русского языка и литературы на дне самоуправления для старших классов. Мне всё очень понравилось! Класс попался дежурный. Я считаю, что Пушкинские уроки нужны для ребят всех возрастов. Они помогают детям лучше узнать биографию поэта и понять, какой важный вклад он внёс в развитие литературы!
Дмитрий Фурсов: «В целом, мне понравилось. Как таковых сложностей в самом проведении не было. Единственное, что не учли - уровень подготовки учеников. Мы придумали задание: предложили самим прочитать стихи Пушкина (с презентации). Как оказалось, это пока что сложно для них. Зато мы, студенты-первокурсники, получили хороший опыт. В первую очередь, педагогический.
Анна Гнидкина: «Я проводила Пушкинские уроки у двух седьмых классов. Рассказала ребятам о знаменитых иллюстраторах, отобразивших произведения Пушкина в разные эпохи. На мой взгляд, самым сложным является охватить вниманием всю аудиторию и выслушать мнение каждого ученика. Когда курок закончился, ко мне подошла девочка Кристина и попросила рекомендовать новых авторов и новые произведения. Мне было приятно узнать, что в 7 классе она увлечена книгами. И я уверена, что такое увлечение положительно скажется на её будущем».
А закончу я свой материал цитатой Василия Ключевского: «О Пушкине всегда хочется сказать слишком много, всегда наговоришь много лишнего и никогда не скажешь всего, что следует». Разве можно к этому что-то добавить?
Антон Токарев,
студент ЛГПУ
Источник иллюстрации wikipedia.org