#ВУЗможность

Муза и литература

ezhonline.ru
21.05.2024
Муза и литература

Часто ученики при подготовке к экзаменам обращаются за помощью к наставникам, преподающим в онлайн-школах или на курсах. Репетитор и эксперт ЕГЭ по литературе Муза Николаевна Роик из Санкт-Петербурга в профессии уже много лет. А её путь наставника начался случайно. 

- Как вы стали преподавателем и репетитором по литературе?

- Когда училась в СпбГУ на филологическом факультете, многие мои сокурсники подрабатывали репетиторством. Это был спокойный дополнительный доход благодаря гибкому графику. Я отказывалась от репетиторства, искала другие способы заработка. Однажды ко мне подошла девушка с первого курса. У неё была проблема: она не сдала экзамен по древнееврейскому языку. 

- Вы изучали этот язык?

- Да, я училась на направлении, где изучали языки Библии. Так вот, девушка переживала, что вылетит из университета. Поскольку предмет редкий, найти репетитора почти невозможно. И наши преподаватели посоветовали обратиться ко мне. Мы занимались около месяца. За это время она подтянула язык, научилась читать, понимать перевод. И смогла сдать экзамен на 4. Тогда я поняла, что у меня получается учить. И надо всё-таки попробовать заняться репетиторством.

- Сколько лет Вы этим занимаетесь?

- С 2013 года. Сначала я разместила анкету на сайте репетиторов и начала преподавать. Тогда взяла три предмета: русский, литературу, английский. Занималась по всем направлениям: школьная программа, ОГЭ, ЕГЭ. В первом году у меня было две ученицы. У одной был только русский, а у второй и русский, и литература. До 2019 года я преподавала три предмета, а потом уже стала делать свой блог. 

- Что на это подвигло? 

- Увидела, что многие молодые преподаватели перешли в социальные сети. Решила попробовать. Начала вести блог, увидела, что есть аудитория. Стала углубляться, поняла: мне интересно делать свои презентации с огромными разборами текстов. Я хочу больше критики читать, вникать в методические рекомендации, пройти курсы экспертов ЕГЭ. Подумала, что если буду это делать и по русскому, и по литературе, то либо с ума сойду, либо буду средним специалистом, пытающимся объять необъятное. И оставила только литературу.

- А как проходят Ваши занятия?

- Всегда - в диалоге. Поскольку, занимаясь один или два раза в неделю по полтора часа, невозможно рассказать про все произведения в той степени, как я хочу. Не хватит времени. Плюс нужно проверять сочинения, отрабатывать то, что не получилось, объяснять, обсуждать вопросы, тренироваться… У литературы самый большой объём! Своим ребятам даю много внеурочной работы. А на занятии мы работаем так: сначала обсуждаем их сочинения, ошибки, что получилось, что нет. Затем останавливаемся на экзаменационных вопросах прошлых лет, разбираемпроизведения, которые они прочитали и посмотрели по ним лекции дома. Так мы выясняем, что ученик понял, может ли он эту информацию применить к вопросу или нет. 

- Что считаете своим самым главным достижением в репетиторстве?

- Я очень терпелива и в преподавании – это мой конёк. Многие репетиторы злятся, когда отменяют или переносят занятия, когда ученик не сделал домашнюю работу. Я тоже, скажем так, раздражаюсь, но никогда не показываю это. За основу у меня взят плавающий график. Когда занятия передвигают ученики, когда я сама. И никакого недовольства друг другом у нас нет. То же самое касается и выполнения домашнего задания. Не сделал, будь добр, подготовь к следующему занятию. Я всегда говорю, чтобы они мне писали, если возникают вопросы по ходу выполнения домашнего задания. 

1.jpeg

- Вы осовремениваете подачу материалов?

- Стараюсь, конечно. Какие-то актуальные шутки, мемы, тренды в рилсах я могу применить для объяснения. Да и ребятам так лучше. Им становился понятно, и они что-то запоминают. Мы всегда на одной волне, и мне кажется, что многим ученикамтак комфортнее. К тому же, я всегда, если есть какие-то проблемы, могу поддержать, что-то подсказать. 

- У Вас есть личный курс о подготовке к ЕГЭ. Вы не думали о создании своей онлайн-школы с большой командой?

- Думала, даже пыталась брать побольше кураторов, помощников. Но потом поняла, когда перекладываю прямую работу с учениками на других людей, в этом теряется моя аутентичность. Принцип работы уже совсем другой. И я отказалась от этой идеи. Сейчас у меня немного учеников, ориентировочно от 50 до 100 за год. Мне более чем достаточно. 

- Расскажите поподробнее о материалах, которые Вы используете на занятиях.

- Я перечитала все произведения кодификатора, вписала важные эпизоды и создала презентации, по которым стала снимать лекции. Я не просто рассказываю, о чём произведение, а разбираю ключевые эпизоды, учу работать с текстом, правильно комментировать его, помечать важные детали. Часто говорят, что русская литература скучная, потому что непонятная. Мой комментарий делает её понятной и позволяет не просто готовиться к экзамену, разбирать произведения, но и делать это с удовольствием. Ещё один полезный материал – разбор прошлогодних вопросов по самым сложным заданиям. 

- Почему помимо занятий на Вашем курсе для подготовки к ЕГЭ Вы решили также перейти на медиаформат и проводить небольшие интенсивы и разборы?

- Интенсивы родились у меня раньше, чем записанный годовой курс. Годовой курс начался в виде просто групповых занятий в онлайн-режиме. А интенсивы – это были первые записанные уроки, ориентированные на тех, кто готовится самостоятельно. У многих ребят нет возможности пойти к репетитору, ежемесячно заниматься в онлайн-школе. Они хотят готовиться сами, но это сложно, им нужна помощь. С этой целью я и сделала интенсивы, чтобы ребята могли точечно взять то, что им нужно. Это очень востребовано. 

- Какой совет Вы можете дать поступающим, сдающим ЕГЭ?

- Первый совет – лучше поступать через лицей или гимназию при выбранном университете. Это самый, наверно, простой и правильный способ. Там уже идёт профильное обучение. И выпускников этих лицеев и гимназий берут приоритетно. Правда, они есть не при каждом вузе, тут нужно узнавать. Второй путь – олимпиады. Он более сложный, но в популярные вузы преимущественно люди проходят по олимпиадам. Сейчас много льготников, так что по ЕГЭ поступить на «бюджет» в престижный университет очень тяжело. А ещё надо много практиковаться, как можно больше писать сочинений, внимательнее разбирать тексты, запоминать подробности. Работать – и всё получится.

Анна Малышева, 

СПбГУ


Молодёжный онлайн-журнал «ЁЖ»
398055
Россия
Липецкая область
Липецк
ул. Московская, дом 83, помещение №12, кабинет №303
+7 (4742) 50-17-01 , +7 (4742) 50-17-18
Молодёжный онлайн-журнал «ЁЖ»
Рекомендации