#Истории

Сёстры-покровительницы

ezhonline.ru
20.07.2024
Сёстры-покровительницы

Продолжаем цикл интереснейших статей Михаила Львовича Герцмана — блестящего композитора, который мастерски владеет не только искусством написания музыки, но и словом. И благодарим за сотрудничество Ольгу Васильевну Клековкину.

Из жён громовержца Зевса лично мне милее всех Мнемозина, богиня памяти. Именно от этого брака, согласно древнегреческому мифу, появилось девять замечательных дочерей, ставших покровительницами искусств. Иначе говоря, музами. Помните, у Пушкина: “…в полночной тишине являться муза стала мне”?

О двух из них вы, конечно, слышали. Это Терпсихора (муза танца) и Мельпомена (муза театра). Точнее, Мельпомена была музой не вообще театра, а “чисто конкретно” трагедии. Комедию же олицетворяла другая её сестра — Талия. Мельпомена изображалась с трагической маской в руке, а Талия — с комической. И уже много веков две эти скрещённые маски являются символом театра, означающим неразрывность трагедии и комедии.

И вот представьте. Сидит, скажем, тридцатидвухлетний Михаил Иванович Глинка и сочиняет свою великую оперу “Иван Сусанин”. Ну, например, финальный хор “Славься!” (эту музыку даже хотели сделать Государственным гимном новой России). Гениальная, вдохновенная музыка! Думаю, тут не обошлось без Полигимнии (Зевсовны), музы священных гимнов.

А поскольку эта музыка со словами, то Полигимнии наверняка помогала и сестрица Каллиопа (тоже Зевсовна) — муза эпической поэзии. Кстати, именно Каллиопа стала матерью легендарного певца Орфея, которому посвящено самое большое количество произведений в истории музыки.

Уверен, что Михаила Ивановича Глинку посещали музы и в те часы, когда он сочинял про нежную любовь храброго воина Собинина и дочери Сусанина Антониды. Здесь потрудилась муза, “отвечающая” за любовные песни — Эрато. Что же до светлого образа самого Ивана Сусанина, то он был явно создан не без помощи Эвтерпы, музы лирической поэзии (“лирикой” в древнегреческие времена называлось любое пение под аккомпанемент лиры).

Ну, и, конечно, не забудем, что во II акте оперы “Иван Сусанин” блеск польских танцев — знаменитых “Краковяка”, “Мазурки”, “Полонеза” — композитору “обеспечила” наша старая знакомая Терпсихора.

Таким образом, вокруг Глинки во время создания этой оперы незримо кружились, как минимум, целых пять муз: Полигимния, Каллиопа, Эрато, Эвтерпа и Терпсихора. Если же иметь в виду, что “Иван Сусанин” — опера трагическая, то в хороводе муз не могло не быть и шестой их сестры, трагической Мельпомены.

Мало того. События, положенные в основу “Ивана Сусанина”, — подлинные. И крестьянин Иван Осипович Сусанин, погубивший в 1612-м году польский отряд в глухих костромских лесах, тоже существовал в действительности! А за историческую правду всегда “отвечала”, казалось бы, далекая от искусства (но только на первый взгляд!) муза истории Клио.

Поскольку “Сусанин” — опера серьёзная, то во время её создания муза комедии Талия наблюдала за работой сестёр, так сказать, со стороны. Зато уж когда Глинка сочинял оперу “Руслан и Людмила”, хохотушке Талии пришлось немало потрудиться, вдохновляя Глинку на комический образ трусливого Фарлафа.

Итак, названы 8 сестёр-покровительниц. Что же касается последней, девятой музы, то прежде, чем я её назову, мы должны понять одну штуку. А дело вот в чём.

В любом гениальном произведении обязательно присутствует некое равновесие, гармоническое единство, идеальное соотношение компонентов, из которых это произведение “построено”. Пифагор даже разработал учение о том, что правильное соотношение музыкальных звуков непременно соответствует соотношению расстояний небесных светил (“гармония небесных сфер”).

Прав он или нет, но “Сусанин” — идеально “построенное” произведение. А достигнуть “гармонии небесных сфер” ему помогла девятая муза — Урания, покровительница астрономии!

Древние греки не предусмотрели муз-вдохновительниц для скульптуры, живописи и архитектуры (они считали более действенными те искусства, которые воспринимаются слухом, а не зрением). Но если разобраться, то и живопись, и скульптура по содержанию и температуре эмоций очень близки к музыке. Не говоря уж об архитектуре, которую и называют “застывшей музыкой”.

Не придумали греки муз для кино, телевидения и поп-музыки (что с них взять, с древних?). Лично я изобразил бы поп-музу слегка хромающей. То на правую ногу (текст), то на левую (музыка). Или на обе (если ещё и исполнитель так себе). Впрочем, поп-музыке никто не нужен, ей и так хорошо.

А мы с вами будем помнить славных и трудолюбивых дочерей богини памяти Мнемозины. Может, тогда они станут посещать и нас. Пусть и не так часто, как Глинку и Пушкина.        

Михаил Герцман,

композитор

Источник фото wikipedia.org


Молодёжный онлайн-журнал «ЁЖ»
398055
Россия
Липецкая область
Липецк
ул. Московская, дом 83, помещение №12, кабинет №303
+7 (4742) 50-17-01 , +7 (4742) 50-17-18
Молодёжный онлайн-журнал «ЁЖ»
#Истории
Рекомендации