Денис Викторович Ларин - известный человек в нашем городе: историк, краевед, экскурсовод. А нашим читатели знают его и как автора рубрики «Дома и события». В ней он рассказал об истории многих липецких зданий.
Но жизнь Дениса Викторовича, конечно, не всегда была связана с изучением событий прошлого. Прежде чем найти свою профессию, он пробовал силы в других сферах.
О том, как найти призвание. Чем труден путь краеведа. И ещё о многом другом — интервью.
- Денис Викторович, профессия историка, краеведа и экскурсовода требует особых свойств характера. Например, усидчивости, скрупулезности, умения концентрироваться на, казалось бы, незначительных деталях. Эти качества вы натренировали в школьные годы?
- Можно и так сказать, но не сразу. До девятого класса я неважно учился. Был троечником. Но однажды состоялся разговор с директором гимназии № 19 Ниной Зиновьевной Поповичевой, - её имя сейчас носит эта школа. И она прямо мне заявила, что идти в десятый класс не нужно, троечник ведь. Советовала выбрать училище или техникум. Я тогда решил доказать, что директор ошиблась.
- Получилось?
- Да! Я очень много работал и не зря. Стал одним из лучших учеников. Победил в олимпиадах по географии, истории. Причём не только на городском этапе, но и на областном. Медалистом я не стал, но на выпускном меня всё равно отметили, сказав, что гимназии «тяжело терять таких учеников».
- Что помешало стать медалистом?
- Любовь у меня была к истории и географии, остальное мало интересовало, поэтому и просел по оценкам. Отдельно стоит сказать про литературу. Я любил и люблю читать, прочитал большое количество книг. Эту любовь к литературе мне привила мой классный руководитель Галина Ивановна Толубаева, которую я считаю своей второй мамой. Настолько велик её вклад в моё становление как личности!
- Часто историю, да и географию воспринимают как скучные предметы. Где кроме дат и терминов ничего нет. А у Вас они являлись любимыми предметами. Как это произошло?
- За это, наверное, стоит поблагодарить жену старшего брата. Когда я был школьником, она училась на истфаке в ВГУ. И я читал её учебники по истории. И, получается, самостоятельно изучил вузовский курс истории. Мне было очень интересно! Эти знания мне пригодились на областной олимпиаде по истории. Удалось занять второе место. Что же касается географии, здесь веское слово сказал атлас мира. Я открывал его и изучал, ходил по дорогам из одного города в другой. И названия сами откладывались в памяти. До сих пор помню названия практически всех стран мира.
- Вы знали, по какому пойти пути после окончания школы, или решение было спонтанным?
- Несмотря на любовь к истории, географии и литературе, я решил пойти по стопам брата. Он отучился в воронежском военном училище.
- Неожиданный выбор…
- Да, брат много интересного рассказывал о своей учёбе. Сыграл важную роль и советский фильм «Офицеры». В общем, я решил связать свою жизнь с военным ремеслом. Поступил на юридический факультет Голицынского пограничного института ФСБ России, который находится в Подмосковье.
- И Вы его окончили?
- Нет. Пришло осознание, что пошёл не по тому пути. Когда решил уйти, заведующий кафедры истории пытался меня отговорить: «Лев Николаевич Толстой служил в армии, Пушкин служил, почему же ты уходишь?» Помню, я тогда ответил: «Пушкина надворным советником назначили без его воли. Николай I подписал». После этого он сдался. А я вернулся в Липецк. И поступил в наш педагогический университет, который в то время был ещё институтом. Окончил исторический факультет, потом ещё и аспирантуру. Написал диссертацию на тему «Индийский национальный конгресс первого периода Второй мировой войны». А в дипломной работе разбирал российско-японские территориальные проблемы. Получилось так, что Юго-Восточная Азия, особенно новейшая история того региона – две самые дорогие моему сердцу темы.
- Пробовали себя в качестве учителя истории?
- Как преподаватель я, можно сказать, не состоялся. Я окончил вуз в 2001 году, время было сложное. А надо было зарабатывать деньги. Поэтому ушёл в торговлю.
- Ещё один удивительный поворот…
- Да. На новом поприще получалось хорошо. Работал директором самых разнообразных магазинов: от продуктовых до мобильных телефонов. Спустя время попал в банковую сферу. Тоже получалось. Но в 2015 году я покинул банковскую сферу. И оказался в подвешенном состоянии.
- Получается, Вы решили начать карьеру с чистого листа? Какой путь тогда выбрали?
- Один знакомый предложил написать историко-архивное исследование при проведении реставрационных работ. Он сам профессионально занимался реставрацией и ему нужен был человек, способный проделать такую работу. А я на тот момент наукой уже лет пятнадцать не занимался. Естественно, были сомнения. Но знакомый настоял, мол, получится – хорошо, не получится – значит нет. Попробовал. Получилось. Знакомый остался доволен и предложил сотрудничество на постоянной основе. Ему понравился мой подход – тщательный.
- Как же Вы оказались в числе экскурсоводов?
- В 2018 году ещё один знакомый обратился за помощью. Он организовал собственную туристическую компанию. Вспомнил о моей любви к истории и предложил провести экскурсию по городу. Состоялся разговор, очень похожий на тот, когда мне предложили заняться реставрацией. И я попробовал. И снова получилось.
- Каково это, совмещать столько дел?
- В будние дни я работаю в проектной организации по реставрации, в выходные веду экскурсии. Семья меня при таком графике видит редко. Например, 8 марта я в 6 утра встретил туристов из Москвы, а вернулся домой только 11 числа. За эти дни мы побывали в самом Липецке, Задонске и Ельце.
- Но ведь Вы ещё и краеведением занимаетесь…
- Изначально занимался исключительно объектами культурного наследия по Липецкой области. Постепенно меня это всё сильнее затягивало. Так появилась книга. Начал участвовать в различных конкурсах, связанных с краеведением. Параллельно пишу ещё статьи. Сейчас хочу структурировать материалы по зданиям на территории Липецкой области и собрать их в новую книгу. Чтобы получился такой путеводитель по улицам нашего города.
- С упоминанием истории зданий?
- Конечно. Вот проводишь экскурсии, но отмечаешь только условные узловые точки. Долго рассказывать о чём-то одном нет возможности, время-то ограничено. С книгой интереснее. Проходишь, например, мимо дома Вяжлинского и сразу читаешь про это здание. Многие, к сожалению, плохо знают то место, где они живут, как живут и как здесь вообще оказались русские люди. А это важно для понимая того, как менялась наша область на протяжении длительного времени.
- Вот, что ещё интересно. Мы примерно представляем себе то, что хотим получить от экскурсовода. А чего хочет экскурсовод от группы?
- Самое главное, чтобы люди тебя слушали. Задача экскурсовода - заинтересовать группу. Чаще всего с этим проблем нет - если мы говорим о взрослых, ведь это их выбор. С детьми иначе, труднее. И, конечно, хочется обратной связи от группы, отклика. Хочется понять, какое ты оставил после себя впечатление. Ориентируемся обычно по соцсетям. Там люди отмечают, что понравилось в экскурсии, а что – нет. Но и перед поездкой хочется понимать, что от тебя ждут. Обратная связь важна! Благодаря этому можно прямо по ходу экскурсии подстраиваться под интересы группы, делая акцент на том, что людей больше всего заинтересовало.
Ведь любая экскурсия или путешествие должно привнести для человека какое-то развитие. На обратном пути я всегда говорю: делитесь впечатлениями. Это поможет их успокоить и систематизировать, чтобы по возвращению в голове были чёткие и ясные образы, а не каша из сумбурных воспоминаний.
Павел Жуков
Фото из архива Дениса Ларина