#Истории

История журналиста: дедлайны, люди, эфиры

ezhonline.ru
23.05.2023
История журналиста: дедлайны, люди, эфиры

…Всегда буду помнить о том, как должен и как не должен работать журналист. 

И набралась терпения…

В детстве я, пожалуй, старалась доставлять как можно меньше хлопот своим родителям. При этом от меня не требовали быть идеальной. Скорее, я сама думала,как помочь родителям, как облегчить непростую жизнь 1990-х годов. И решила вот так - адекватным, разумным поведением.

Летом, после окончания третьего класса, родители записали меня в школьный лагерь. Старший брат сдавал выпускные экзамены, поступал в институт. Внимание родителей, конечно, тогда было приковано к нему. 

Однажды я вернулась из лагеря и поняла, что дома никого нет. И ключи у меня отсутствовали. А брат в тот день писал сочинение, мама была в школе, а папа на работе. В общем, в суматохе про меня забыли… Я потопталась у двери, спустилась вниз, позвала подружку на прогулку. Минут 30 мы погуляли, потом начался дождь. Конечно, подруга ушла. А я рассудила: когда-нибудь родители домой придут. В общем, встала под карниз подъезда, чтобы переждать дождик. И набралась терпения… 

1.jpeg

Обо мне всё-таки вспомнили. Испуганная мама несколько раз спросила, всё ли со мной в порядке. А я повторила: «Ну, я же была уверена, что вы придёте...»

Я всегда хорошо училась в школе. И поэтому родителей беспокоило, почему в «началке» у меня много времени уходило на домашнюю работу. Причина была простая. Я очень любила фантазировать, сочинять разные истории. Дома сконцентрироваться на уроках было сложнее: ведь вокруг столько книжек, игрушек, а ещё… тетрадок с яркими рисунками. Сижу, занимаюсь, стараюсь. Меня хватало ровно на пять минут. Потом начинался полёт фантазии. Поэтому вместо пары часов я могла заниматься все пять. 

На развилке

В старших классах встал вопрос о выборе профессии. Сочинительство и фантазия по-прежнему были в моей обойме, но каких-то ярких творческих способностей у меня не наблюдалось. Я плохо пела и танцевала, а к рукоделию меня в принципе подпускать было нельзя, всё испорчу, сломаю и запутаю. Но! Я могла об этом рассказать, написать, снять сюжет или сделать радиопрограмму! Вот где проявились творческие задатки. При этом меня привлекали серьёзность, дедлайны, порядок. Одним словом — дисциплина. 

2.jpeg

Тяга к контрастам привела на филологический факультет ЛГПУ. Но тогда я и подумать не могла, что стану журналистом. Правда, в образе школьного учителя себя тоже не видела. Просто училась - и всё. И до четвёртого курса не публиковалась и никаких рассказов не издавала. На журналистский путь меня натолкнул разговор с моим вузовским педагогом, профессором Еленой Александровной Поповой. Она предложила подумать об аспирантуре. Я честно сказала, что из меня учёного не получится и чужое место занимать не хочу. И после этого прозвучала фраза: «Попробовать себя в журналистике».

Жизненные уроки в «Молодёжном вестнике»

В «Молодёжный вестник» я пришла примерно в 2010 году. И показала главному редактору, Наталье Васильевне Александровой, свои «работы». Она их изучила и вынесла вердикт — слог и стиль у меня есть, нужно поправить «прицел» выбора тем. Ведь философскими рассуждениями никого не удивишь и не зацепишь. Я кивнула и ушла на поиски. 

Моя первая публикация вышла в рубрике «Love story» - о сложной любви молодой пары. И началась работа. Писала новости, посещала выставки, форумы. Отправлялась куда угодно, лишь бы работать. 

В общем, для приёма в штат я за полтора года собрала солидное портфолио. В через два месяца после окончания университета приступила к трудовой деятельности. 

«Молодёжка» сильно повлияла на меня как на журналиста. Пришлось усвоить, что такое дедлайн - даже если у тебя 8 материалов в номер, сдавать их нужно вовремя. А ещё путём набивания шишек я научилась общаться с людьми. В «Вестнике» вела авторскую рубрику «Горжусь отцом» - в ней были рассказы о липчанах, погибших в горячих точках. И один из материалов оказался особенно трудным. Вдова героя согласилась на интервью, мы встретились, разговорились. В общем, запись получилась. Единственный момент: мне нужно было лично забрать фотографии для публикации, чтобы отсканировать. Вдова сказала, что сама отберёт снимки, и мы договорились созвониться в 11 утра. 

3.jpeg

А наутро в редакции что-то пошло не так и вовремя я не позвонила. Сделала это позже. Телефон молчал. Со мной связался родственник женщины и коротко высказал, что обо мне думает: «Если Вы берётесь за такое дело, то нужно думать о людях, для которых и о которых Вы пишете. Она с самого утра на успокоительных и ждала Вашего звонка. Фотографий не будет». Столько лет прошло, а я очень хорошо помню этот разговор... Публикация всё же состоялась - нашла школьные фотографии у учителя погибшего липчанина. Со временем мы стали общаться с его вдовой. Она уже и не помнит об этой истории. А я всегда буду помнить о том, как должен и как не должен работать журналист. Как важно всё делать вовремя.

Путь радийщика

Я перешла на радио «Липецк FM» во многом благодаря проекту «Школа юного журналиста», которым занималась 3 года. Мой нынешний главный редактор выступала перед ребятами в качестве спикера. Мы познакомились. Со временем поняла, что мне мало одной газеты, захотелось попробовать что-то новое. Новый формат, новый уровень… 

Предложила идею радиопрограммы о молодых лидерах «Территория успеха». По сути, это была та же аудитория, но проект получил новый формат, а я попробовала себя в роли ведущей. Видимо, удачно, раз пригласили на работу. 

И начался новый этап в моей карьере. Прежде всего, нужно было работать над голосом. Он у меня спокойный, но при этом звонкий. Для радио, честно, это адская смесь! Было сложно заставлять себя прослушивать свои же новости и эфиры, чтобы делать работу над ошибками. А затем… Я училась искусственно занижать голос, чтобы «не орать», как петух на завалинке. То есть, «разговаривать» животом, правильно дышать, чтобы звук был лучше. Читала скороговорки на скорость, часто с пробкой в зубах. Очень действенное упражнение! Училась читать спокойно, бесстрастно, как настоящий новостник, с правильной артикуляцией. 

Конечно, поначалу приходилось сложно. В эфирах и спецпрограммах, в отличие от новостей, ты уже можешь добавить эмоций. Обязательно! Но перебарщивать с этим тоже не стоит. Очень важна реакция. Например, поддержать гостя во время интервью (особенно, если это прямой эфир), подхватить какую-то фразу, задать уточняющий вопрос. Потому что перед эфиром обычно все респонденты нервничают. Обычная история. Особенно, когда узнают, что нужно отключить телефон, не крутить головой (иначе звук будет плохим), не пристукивать рукой по столу (по той же причине). Важно самому быть психологически раскрепощенным, потому что гости на эфир приходят разные.

Однажды на интервью пришёл дирижёр. «Как Ваше отчество, как могу к Вам обращаться? - спросила я. Последовал ответ с лёгкой ноткой высокомерия: «Обычно меня зовут просто Маэстро». А как-то пришла девушка-юрист. Я предложила обсудить вопросы, которые ей прислала. А она сказала, что хочет и будет разговаривать по своим вопросам. Приходится убеждать и договариваться.

4.jpeg

Одно из самых любимых и непростых интервью было с Дмитрием Харатьяном в 2020 году. Он изначально был несколько скептически настроен, как мне показалось. Но потом доверился. В одном моменте у него даже голос дрогнул, подумала, что заплачет. Это был эпизод, когда он рассказывал о своём сыне Иване и о его курсовой режиссёрской работе. 

Иван написал сценарий об акции в детском хосписе. Акции «День памяти», когда родители вспоминают своих умерших детей. Отпускают в небо белые шары, а на них пишут послания. Сценарий назывался «Миша» - об отце, который потерял своего ребёнка. Он никак не хотел отпускать в небо этот шарик - душу своего сына. И случайно в телефоне нашёл видео, где мальчишка играл на гитаре. Он не успел раньше его посмотреть, поэтому чувствовал вину. Открыл, а там звучала «Сансара»… 

*** 

Оглянувшись назад и увидев себя в начале творческого пути, я бы сказала одно: «Ничего не бойся! Совершай ошибки и исправляй их. Только на своих ошибках учись. Главное - сделать правильные выводы и найти новые точки роста. Верь в себя. Всегда поддерживай близких. Никогда не унывай! Только вперёд». 

И тоже самое я могу сказать любому человеку в начале его творческого пути. 

Алёна Мещерякова 



Молодёжный онлайн-журнал «ЁЖ»
398055
Россия
Липецкая область
Липецк
ул. Московская, дом 83, помещение №12, кабинет №303
+7 (4742) 50-17-01 , +7 (4742) 50-17-18
Молодёжный онлайн-журнал «ЁЖ»
#Истории
Рекомендации