Публикуем вторую часть материала Ольги Васильевны Клековкиной о Рембрандте. Первую можно прочитать здесь.
Автор книги снова и снова возвращается к главной, самой дорогой ему мысли. Например, так: «Голландия семнадцатого века была далека от Рембрандта. Она его не поняла, не поддержала и не прославила. За исключением нескольких учеников и друзей, художник никого не собрал вокруг себя». И тут же — о современниках Рембрандта, называемых в искусствоведении «малыми голландцами»: «Их милая живопись — в перламутровых, серебристо-розовых тонах с тщательным рисунком, изысканно щеголеватая — была очаровательна…
И вот среди этих, так сказать, приручённых художников, появляется Рембрандт, независимый и дикий».
Этот независимый художник ходит в кварталы бедняков. Чтобы не привлекать внимания, он накидывал на себя серый плащ и приходил сюда ближе к вечеру. Сотни прекрасных офортов того времени и более поздних создал Рембрандт благодаря этим своим урокам жизни в бедняцких кварталах. «После того, — пишет Анатолий Вержбицкий, — как он увидел, что люди, ютившиеся здесь в низких душных помещениях, больше десяти человек в каждом, по своей смертной природе ничем не отличались от него, его родителей и приятелей, он решил узнать, как и для чего они живут, отчего умирают, и есть ли у них что-нибудь ценное в жизни».
Есть.
А Саския, юная жена Рембрандта, умершая так рано! Он много рисовал её, и Вержбицкий о каждом портрете рассказывает, словно стоял рядом, за плечом великого художника, когда тот работал.
Ну, вот давайте прочтём хотя бы это: «…апостол Павел — внешне безобразный старый иудей, замечательный тем, что в нём живёт таинственная, недосягаемая духовная красота. Мы всматриваемся в его изумительно выполненное лицо. Орлиный нос, чёрные густые брови, проницательный взгляд; усталость покидает Павла, в него вновь проникает небесный огонь вдохновения, лицо всё больше воодушевляется, и, становясь из просто выразительного величественным, озаряется каким-то внутренним сиянием». Вы чувствуете, как апостол Павел становится для нас зримым, — будто мы сейчас видим это полотно!
Не могу не привести еще одну цитату из книги о Рембрандте: «Такие пламенно закалённые души налагают на действительность печать своей личности вместо того, чтобы испытывать на себе её влияние. Они дают много больше, чем берут. И если потом, на расстоянии веков, нам кажется, что они лучше всех изобразили своё время, то это потому, что они преобразили его, запечатлели не таким, каким оно было, а таким, каким они его сделали».
Не только запечатленное, а и преображённое время! Рембрандт в тех же бедняцких кварталах не был бесстрастным фотографом. В его офортах (и на полотнах, конечно) всегда находилось место свету. Свет озаряет, преображает этих людей и их жизнь, которой никто не видел и никто не интересовался. Так вот почему офорты Рембрандта светятся! Это может быть и маленькое окошко или огонь очага, на котором женщина печет блины. Светятся и лица людей — вот что главное!
И тут я хватаюсь, как за спасение, за заголовок своей статьи. В самом деле, — спросите вы, — почему «Введение в Интернет»?
Это удивительная история, о которой осмелюсь сказать, только предполагая, почему он так поступил.
Кто поступил? Рембрандт, что ли?
Нет, Анатолий Васильевич Вержбицкий.
Есть в Интернете Библиотека Максима Мошкова. Совсем молодым человеком, он стал собирать тексты книг с самого начала Рунета. Ему было и есть непросто. Его постоянные призывы к посетителям сайта: Ищу такую-то книгу! Буду признателен, если вы поможете…
Вы уже догадались? Нет?..
Вержбицкий отдал свою книгу «Творчество Рембрандта» Максиму Мошкову, в его библиотеку. А теперь, когда уже прошли годы, в Интернете есть много других адресов этой книги. Даже аудиовариант.
Помню, я сразу же позвонила в Москву Юрию Ивановичу Кочеткову и сказала, что книга Вержбицкого — в Интернете. Юрий Иванович молчал. И я молчала. Ну что говорить? Что человек написал труд, который охотно был бы издан, тем более тогда наступало 400-летие великого голландца, 2006 год? Это была бы книга в несколько томов, со многими иллюстрациями. Это могло бы быть роскошное подарочное издание. Но вы понимаете, оно было бы очень дорогим! Многие люди не смогли бы его купить!
С 2004 года книга «Творчество Рембрандта», скопированная из Интернета, хранится в моем компьютере. Я припадаю к ней. Да, вот лейденцы выбрали университет! О таких, как Рембрандт: Они дают много больше, чем берут. А вот «Ночной дозор»… Я перелистываю книгу Анатолия Васильевича с чувством благодарности. И, кажется, понимаю, что этот человек не смог бы жить спокойно, заработав на своём труде миллионы (не меньше!), зная, что книга о величии духа великого художника недоступна большинству его соотечественников.
Вот и всё о Рембрандте по Вержбицкому и о введении в Интернет. Теперь вы знаете, как найти книгу Анатолия Васильевича. У незрячих пользователей Интернета в компьютере есть брайлевская строка. Вержбицкий сделал так, что его книга оказалась доступной всем.
А знаете, я думаю, что так о Рембрандте мог написать только человек, который и не намеревался заработать какие-то страшные деньги. Ну что бы он на них купил? Как у «малых голландцев» — нечто перламутровое, что ли? А ТУДА ведь мы с собой ничего не унесём.
Лилия Александровна ещё, должно быть, не знала, что книгу свою её муж передаст в Интернет. Но есть у меня уверенность, что у неё возражений не было.
И ещё. С Анатолием Васильевичем и Лилией Александровной Вержбицкими мы никогда не встречались.
А как будто знали друг друга. Их уже нет в живых, таких дорогих для меня людей.
Источник иллюстраций wikipedia.org