#Кругозорная

Рембрандт по Вержбицкому. Введение в Интернет (часть 2)

ezhonline.ru
30.06.2024
Рембрандт по Вержбицкому. Введение в Интернет (часть 2)

Публикуем вторую часть материала Ольги Васильевны Клековкиной о Рембрандте. Первую можно прочитать здесь

Автор книги снова и снова возвращается к главной, самой дорогой ему мысли. Например, так: «Голландия семнадцатого века была далека от Рембрандта. Она его не поняла, не поддержала и не прославила. За исключением нескольких учеников и друзей, художник никого не собрал вокруг себя». И тут же — о современниках Рембрандта, называемых в искусствоведении «малыми голландцами»: «Их милая живопись — в перламутровых, серебристо-розовых тонах с тщательным рисунком, изысканно щеголеватая — была очаровательна… 

И вот среди этих, так сказать, приручённых художников, появляется Рембрандт, независимый и дикий». 

Этот независимый художник ходит в кварталы бедняков. Чтобы не привлекать внимания, он накидывал на себя серый плащ и приходил сюда ближе к вечеру. Сотни прекрасных офортов того времени и более поздних создал Рембрандт благодаря этим своим урокам жизни в бедняцких кварталах. «После того, — пишет Анатолий Вержбицкий, — как он увидел, что люди, ютившиеся здесь в низких душных помещениях, больше десяти человек в каждом, по своей смертной природе ничем не отличались от него, его родителей и приятелей, он решил узнать, как и для чего они живут, отчего умирают, и есть ли у них что-нибудь ценное в жизни». 

Есть.

А Саския, юная жена Рембрандта, умершая так рано! Он много рисовал её, и Вержбицкий о каждом портрете рассказывает, словно стоял рядом, за плечом великого художника, когда тот работал.

Ну, вот давайте прочтём хотя бы это: «…апостол Павел — внешне безобразный старый иудей, замечательный тем, что в нём живёт таинственная, недосягаемая духовная красота. Мы всматриваемся в его изумительно выполненное лицо. Орлиный нос, чёрные густые брови, проницательный взгляд; усталость покидает Павла, в него вновь проникает небесный огонь вдохновения, лицо всё больше воодушевляется, и, становясь из просто выразительного величественным, озаряется каким-то внутренним сиянием». Вы чувствуете, как апостол Павел становится для нас зримым, — будто мы сейчас видим это полотно! 

Не могу не привести еще одну цитату из книги о Рембрандте: «Такие пламенно закалённые души налагают на действительность печать своей личности вместо того, чтобы испытывать на себе её влияние. Они дают много больше, чем берут. И если потом, на расстоянии веков, нам кажется, что они лучше всех изобразили своё время, то это потому, что они преобразили его, запечатлели не таким, каким оно было, а таким, каким они его сделали».

Не только запечатленное, а и преображённое время! Рембрандт в тех же бедняцких кварталах не был бесстрастным фотографом. В его офортах (и на полотнах, конечно) всегда находилось место свету. Свет озаряет, преображает этих людей и их жизнь, которой никто не видел и никто не интересовался. Так вот почему офорты Рембрандта светятся! Это может быть и маленькое окошко или огонь очага, на котором женщина печет блины. Светятся и лица людей — вот что главное!

И тут я хватаюсь, как за спасение, за заголовок своей статьи. В самом деле, — спросите вы, — почему «Введение в Интернет»?

Это удивительная история, о которой осмелюсь сказать, только предполагая, почему он так поступил.

Кто поступил? Рембрандт, что ли?

Нет, Анатолий Васильевич Вержбицкий.

Есть в Интернете Библиотека Максима Мошкова. Совсем молодым человеком, он стал собирать тексты книг с самого начала Рунета. Ему было и есть непросто. Его постоянные призывы к посетителям сайта: Ищу такую-то книгу! Буду признателен, если вы поможете… 

Вы уже догадались? Нет?.. 

Вержбицкий отдал свою книгу «Творчество Рембрандта» Максиму Мошкову, в его библиотеку. А теперь, когда уже прошли годы, в Интернете есть много других адресов этой книги. Даже аудиовариант.

Помню, я сразу же позвонила в Москву Юрию Ивановичу Кочеткову и сказала, что книга Вержбицкого — в Интернете. Юрий Иванович молчал. И я молчала. Ну что говорить? Что человек написал труд, который охотно был бы издан, тем более тогда наступало 400-летие великого голландца, 2006 год? Это была бы книга в несколько томов, со многими иллюстрациями. Это могло бы быть роскошное подарочное издание. Но вы понимаете, оно было бы очень дорогим! Многие люди не смогли бы его купить! 

Ночной дозор..jpeg
"Ночной дозор"

С 2004 года книга «Творчество Рембрандта», скопированная из Интернета, хранится в моем компьютере. Я припадаю к ней. Да, вот лейденцы выбрали университет! О таких, как Рембрандт: Они дают много больше, чем берут. А вот «Ночной дозор»… Я перелистываю книгу Анатолия Васильевича с чувством благодарности. И, кажется, понимаю, что этот человек не смог бы жить спокойно, заработав на своём труде миллионы (не меньше!), зная, что книга о величии духа великого художника недоступна большинству его соотечественников.

Вот и всё о Рембрандте по Вержбицкому и о введении в Интернет. Теперь вы знаете, как найти книгу Анатолия Васильевича. У незрячих пользователей Интернета в компьютере есть брайлевская строка. Вержбицкий сделал так, что его книга оказалась доступной всем.

А знаете, я думаю, что так о Рембрандте мог написать только человек, который и не намеревался заработать какие-то страшные деньги. Ну что бы он на них купил? Как у «малых голландцев» — нечто перламутровое, что ли? А ТУДА ведь мы с собой ничего не унесём. 

Лилия Александровна ещё, должно быть, не знала, что книгу свою её муж передаст в Интернет. Но есть у меня уверенность, что у неё возражений не было.

И ещё. С Анатолием Васильевичем и Лилией Александровной Вержбицкими мы никогда не встречались. 

А как будто знали друг друга. Их уже нет в живых, таких дорогих для меня людей.

Источник иллюстраций wikipedia.org


Молодёжный онлайн-журнал «ЁЖ»
398055
Россия
Липецкая область
Липецк
ул. Московская, дом 83, помещение №12, кабинет №303
+7 (4742) 50-17-01 , +7 (4742) 50-17-18
Молодёжный онлайн-журнал «ЁЖ»
#Кругозорная
Рекомендации