#Кругозорная

«Тёмная вселенная»: киновселенная страха

ezhonline.ru
22.03.2024
«Тёмная вселенная»: киновселенная страха

«Тёмную» эстафету подхватила Анастасия Белякова из Тулы. Она рассказала об истории фильмов ужасов и сюжетах, за которые брались авторы. Также Анастасия и редакция «Ежа» поделились своим отношением к картинам такого жанра. 

Несчастный Квазимодо, популярный Дракула и бессмертный Франкенштейн

Первые попытки снять что-то страшное появились ещё в конце XIX столетия. Французский режиссёр Жорж Мельес представил картины «Замок дьявола» и «Пещера Демонов». Затем, уже в 1910 году, состоялась первая экранизация романа «Франкенштейн, или Современный Прометей», написанного Мэри Шелли. Фильм, длящейся 12 минут, назвали просто «Франкенштейн». 

В 1913 году в Германии вышел «Студент из Праги». Многие исследователи именно эту картину считают первой в жанре ужасов. Впрочем, это вопрос дискуссионный. Зато именно «Студент» подтолкнул других киноделов к созданию новых картин. Появилась целая россыпь фильмов, посвящённых несчастному горбуну Квазимодо, придуманного Виктором Гюго.

Лон Чейни в роли Эрика в фильме «Призрак Оперы».jpeg
Лон Чейни в роли Эрика в фильме «Призрак Оперы». Источник: wikipedia.org

В то время главным специалистом по ужастикам была Германия. Её картины сильно повлияли на тот же Голливуд. Например, «Голем» и «Кабинет доктора Калигари». Ну, а «Носферату. Симфония ужаса» и вовсе стала знаковой, поскольку являлась экранизацией «Дракулы» Стокера.

В Голливуде вначале тоже двигались по проторённой дорожке, снимая картины про Квазимодо. Правда, потом появился «Призрак Оперы», картина вошедшая в Классическую серию фильмов ужасов студии Universal.

Когда в кино появился звук, жанр ужасов сразу же вышел на новую ступень. И в 1931 году появился новый «Дракула», снятый по мотивам книги всё того же Стокера. Затем сняли очередного «Франкенштейна», «Мумию», «Человека-невидимку». Однако взлёт жанра оказался скоротечен. Внезапно выяснилось, что «страшных» сюжетов не так уж и много. Сценарии новых фильмов были всё хуже и хуже. Наметился некий кризис. Дошло до того, что студии начали выпускать пародии на свои же картины. Естественно, ничем хорошим это не закончилось. Жанр был дискредитирован.

Однако на какое-то время ситуацию смогли выправить студии Paramount и Warner Brothers. Появились «Доктор Джекил и мистер Хайд» и «Безумный гений», «Доктор Икс» и «Тайна музея восковых фигур». А потом, когда началась Вторая Мировая война, ужасы оказались не востребованы. Впрочем, как и почти все остальные жанры кинематографа.

А вот в 1950-1960-х годах ужастики вновь оказались на коне. Тому способствовал выход картин, которые сейчас признаны культовыми. Например, «Проклятье Франкенштейна», «Дракула» (знал бы Стокер о том, что его персонаж будет так популярен), «Мумия». А потом подтянулась «тяжёлая артиллерия»: «Психо» Альфреда Хичкока и «Ребёнок Розмари» Романа Полански. 

Постер "Мумии".jpeg
Постер к фильму «Мумия». Источник: wikipedia.org

Следующий пик пришёлся на 1970-1980-е годы. На экраны вышло огромное количество фильмов ужасов: «Техасская резня бензопилой», «У холмов есть глаза», «Хэллоуин», «Пятница, 13-е», «Кошмар на улице Вязов» и многие-многие другие. 1990-е годы ознаменовались выходом «Крика». В последующее время стали появляться как ремейки, так и оригинальные картины. Появилось и большое разнообразие поджанров. Но это уже история для следующей публикации. 

А что у нас?

Первый ужастик появился ещё во времена Российской империи. Им стала короткометражка «Вий» 1909 года. До наших дней она не сохранилась. Затем появились «В полночь на кладбище», «Загробная скиталица», «Женщина-вампир» и новый «Вий». Все они утрачены. 

Плакат к фильму «Вий» (СССР, 1965).jpeg
Плакат к фильму «Вий» (СССР, 1965). Источник: wikipedia.org

В начале существования Советского Союза тоже вышло несколько ужастиков. Однако какой-либо популярности они не снискали. А затем о вовсе исчезли как жанр. «Перезапустить» ужастики в СССР попытался очередной «Вий» в 1967 году с Леонидом Куравлёвым и Натальей Варлей в главных ролях. Сейчас эта картина обладает культовым статусом, но тогда смотрелась «белой вороной». И подобных картин в СССР не было вплоть до 1980-х годов. В последующее десятилетие выходило немало российских ужастиков. Но стать популярными у них так и не получилось. И сейчас для отечественного кинематографа подобные картины являются штучными, выходящими от случая к случаю. 

Меня отталкивает… 

Когда я смотрю кино, то всегда проникаюсь его атмосферой, представляю себя на месте героев, стараясь лучше понять их. Как будто оказываюсь в том мире, который режиссёр стремится изобразить на экране. Но я не хочу очутиться в пугающем мире, который явно не рад мне. 

Мне не нравится «эффект неожиданности», который присущ многим фильмам ужасов. Мне неприятны пугающие образы героев, негативные повороты сюжета. После просмотра таких фильмов остаётся осадок, тяжёлые впечатления, которые словно тянут вниз. В подобных фильмах так или иначе выражается принцип борьбы добра со злом, но результат далеко не всегда очевиден. Меня отталкивает от них сама суть и основной посыл — напугать, создать неприятные эмоции. Я смотрю фильмы, чтобы отвлечься от обычных дел, узнать что-то новое и интересно провести время. Но с ужастиками у меня не получается отдохнуть.

Я вовсе не считаю фильмы ужасов хуже других. Они создают живые образы и истории, цепляющие любителей этого жанра. Жанра, прямо скажем, на любителя. 

Анастасия Белякова,

г. Тула

От редакции.

Павел Жуков (главный редактор «Ежа»): Я хорроры не смотрю. Просто не мой жанр, вот и всё. Впрочем, попытки приобщиться были. И неоднократно. Помню, в детстве я увидел рекламу ужастика под названием «Зодчий теней». И мне очень захотелось посмотреть. Правда, хватило меня минут на 10-15. Затем было ещё несколько провальных попыток. И на долгие-долгие годы я с этой идеей завязал. Потом, став уже взрослым, целенаправленно посмотрел «У холмов есть глаза». И, надо признать, фильм мне понравился. Не скажу, что он произвёл на меня какое-то сильное впечатление. Нет. Но история была интересной. Правда, на моё отношение к хоррорам «Холмы» всё равно не повлияли. И вряд ли я когда-нибудь специально буду пересматривать этот фильм. 

Соуни Бин, чья история вдохновила Крэйвена на написание сценария фильма.jpeg
Соуни Бин, чья история легла в основу фильма «У холмов есть глаза». Источник: wikipedia.org

Алексей Фролов (технический редактор): К фильмам ужасов я отношусь спокойно. За новинками не гонюсь, но с классикой ознакомился. Сидеть и бояться перед телевизором не получается. Просмотр кино - для меня развлечение, в котором в первую очередь интересует сюжет. Поэтому если я слышу от друзей, что вышел новый интересный фильм, то могу посмотреть хоть ужасы, хоть комедию, хоть драму. Хорроры — уже устоявшийся жанр, трудно для себя открыть что-то новое. Большинство поворотов сюжета можно угадать заранее. Но изредка появляются экземпляры, которые пытаются деконструировать это направление кинематографа, например, «Хижина в лесу». И вот такие фильмы смотрю с удовольствием.

Андрей Скоморохов (контент-редактор): Жанр ужасов — широкое культурное явление, значимость которого порой неочевидна. И тем не менее это вам и школа сценаристов, и лаборатория для режиссёров. Фрэнсис Форд Коппола, Стивен Спилберг и Оливер Стоун постигали азы режиссуры именно как авторы трэш-хорроров. Да, здесь могут присутствовать избитые штампы и неприятные особенности «низкого жанра». Зато есть возможность обкатать идеи, которые никогда бы не появились в большом кино. С этим, кстати, связано то, что очень часто злободневные социальные и политические комментарии впервые появляются именно в ужасах. Надо только разглядеть их за дешёвой бутафорией и нарочитой пародийностью. Причём мне кажется, что часто они заложены режиссёром ненамеренно. Просто он, как и мы продукт своего времени и культуры, а довольно условные рамки жанра позволяют рефлексировать практически без ограничений.

Мария Коваленко (внештатный автор): У меня неоднозначное отношение к фильмам ужасов. С одной стороны, я человек чересчур впечатлительный и до сих пор реагирую абсолютно на все скриммеры (внезапные пугающие моменты). А в моём детстве старшая сестра была поклонницей подобного жанра и мне пришлось волей-неволей пересмотреть всю классику ужасов. Опыт весьма травматический, но вместе с тем я всё же выработала некий иммунитет. Поэтому во взрослой жизни уже добровольно смотрю фильмы ужасов. Но только те, что больше походят на триллеры: где ужас замешан скорее на саспенсе, тревожном ожидании неминуемого, чем на физиологическом его выражении (кровь, мясо, жуткие существа). Тяга посмотреть нечто из ужасного жанра и пощекотать свои нервишки особенно обостряется, когда в реальной жизни накапливается тревога и напряжение. А переживая экранные ужасы, мы как будто трансформируем свои негативные эмоции во впечатления от просмотра. Не худший терапевтический способ расслабиться, я считаю.


Молодёжный онлайн-журнал «ЁЖ»
398055
Россия
Липецкая область
Липецк
ул. Московская, дом 83, помещение №12, кабинет №303
+7 (4742) 50-17-01 , +7 (4742) 50-17-18
Молодёжный онлайн-журнал «ЁЖ»
#Кругозорная
Рекомендации