#Кругозорная

Талисман на удачу

ezhonline.ru
27.03.2024
Талисман на удачу

Образцовый театр танца «Талисман» работает в Доме творчества «Городской» уже почти 33 года. За это время у него появился уникальный хореографический стиль, известный на концертных площадках по всей стране. О том, как «Талисман» зародился, через какие трудности прошёл и почему это большая творческая семья рассказала его руководитель Оксана Анатольевна Буева.

Здесь и сейчас

С хореографией Оксана Анатольевна познакомилась в 12 лет. До этого оназанималась спортивной гимнастикой, а потом, после переезда семьи в Липецк, записалась в цирковую студию и на танцы. Выступала в двух ансамблях с разным подходом к постановке. В одном упор делался на яркое шоу, костюмы, эмоции и артистизм. Другой был ближе к современной хореографии, в нём на передний план выходили сложные философские идеи. 

В начале 1990-х годов система воспитательной работы оказалась сломана. И нужно было создавать что-то новое или же постараться сохранить старое. Под эгидой академии наук собралась звёздная команда педагогов и наставников, которая придумывала, чем можно заменить пионерскую организацию. Оксана Анатольевна в то время училась на историко-правовом факультете педагогического института и работала в школе. 

1.jpg

Однажды её пригласили в городской Дом пионеров для участия в экспериментальной площадке, где разрабатывались и проверялись на практике образовательные методики. Оксане Анатольевне предложили вести танцевальный кружок и она приняла решение «здесь и сейчас». Так появился первый состав «Талисмана», ставший костяком и основой будущих успехов. В основном это были ребята, танцевавшие хип-хоп и брейк-данс на Петровском спуске (с ними и их родителями наставника до сих пор связывает дружба). Здесь Оксана Анатольевна применила свой опыт и совместила два подхода — шоу и философия. Поэтому её номера содержали глубокую мысль, выраженную через запоминающиеся представления.

Семь лет до Гран-при

В танцевальном зале «Талисмана» в Доме творчества «Городской» стоит шкаф. Большой и внушительный, но даже в нём помещается лишь малая часть завоёванных коллективом кубков и наград. Театр танца неоднократно побеждал в городских, региональных и всероссийских конкурсах. Его знают и ждут на фестивалях по всей стране.

В этом году своё 35-летие отмечает масштабный рязанский фестиваль современного танца «Чёрный кот». Он длится пять дней, уникален отсутствием жури, поскольку здесь судьями и экспертами выступают зрители. Беспристрастные и искушённые. И «Чёрному коту» довелось сыграть в судьбе «Талисмана» особую роль.

Произошло это в 1991 году. Организаторы фестиваля колесили по стране, отбирая лучшие коллективы для участия. Когда они приехали в Липецк, Оксана Анатольевна решила показать своих учеников. У кружка не было ни опыта участия в конкурсах, ни обязательного для этого, названия. В тот момент, когда юные танцоры придумали ему имя - «Талисман» сформировался окончательно. А соперничать ребятам предстояло с серьёзными коллективами. 

2.jpg

Организаторов зацепили номера молодой команды, и они пригласили их в Рязань. Занять призовое место с первого раза не удалось. Но даже участие в масштабном фестивале являлось достижением.

«Талисман» рос и набирался опыта. Побеждал на региональном и всероссийском уровне, но его заветной мечтой оставалось Гран-при «Чёрного кота». Команда Оксаны Анатольевны в течение 7 лет искала путь к сердцам зрителей-судей. За это время некоторые ребята уже успели окончить институты и завести семьи. Но упорно продолжали репетиции, придумывали вместе с руководителем номера и костюмы. И в 1998 году «Талисман» взял Гран-при в номинации «Рок-н-ролл» и брал его ещё три года подряд!

Загадка двух вагонов

Жизнь танцевального коллектива — это репетиции, путешествия, концерты и фестивали. Когда «Талисман» отправляется в путь, из Липецка выезжает двухэтажный автобус и длинная вереница машин. Оксана Анатольевна человек дисциплинированный и ответственный, за 38 лет в педагогике научилась предвидеть концертные неожиданности и решать логистические задачи.

И всё же без приключений не обходится. Однажды коллектив всем составом проспал. До отъезда рейсового автобуса оставалось всего 20 минут. Оксана Анатольевна обежала комнаты, подняла всех на ноги и помогла собрать вещи. Тем утром случайный прохожий мог наблюдать бегущую пёструю группу детей, с платьями под мышкой и сонными глазами.

Довелось Оксане Анатольевне поработать вожатой. Однажды из Липецка несколько десятков ребят в сопровождении пары педагогов отправились на поезде в лагерь«Орлёнок».

В Москве была пересадка. Первая группа, возглавляемая Оксаной Анатольевной, разместилась в вагоне, достала тапочки и стала ждать отправления. И тут стук в окно — за стеклом стоит второй педагог и говорит, что это не тот поезд и его ребят не сажают. Все собираются и бегут через подземный переход на другие пути. Вторая группа садится, но на этот раз не пускают уже первую. История повторяется — тапочки, окошко, стук и «это не тот поезд». Дети опять выскакивают, догоняют первый поезд и запрыгивают в него. И уже в громыхающем по шпалам вагоне выясняется, что оба варианта правильные. Просто группы должны были ехать по отдельности. Пришлось договариваться с проводником.

3.jpg

Порой решения «здесь и сейчас» руководителю ансамбля приходится принимать или во время конкурса, или перед выступлением. На одном из «Чёрных котов» талисмановцы поняли, что костюмы не цепляют зрителя. С собой у них были блестящие платья, взятые на всякий случай. Красивые, но не подходящие под рок-н-ролл. Тогда за ночь, в гостиничном номере на их основе артисты придумали и сшили шесть новых нарядов.

«Не бесите меня»

«Талисман» - коллектив эстрадной современной хореографии. Его основа — постоянное развитие, поскольку зрителя нужно удивлять. А он с каждым годом становится всё более искушённым. Чтобы произвести впечатление надо использоватьтехнические приёмы, готовить запоминающиеся костюмы и закладывать в выступление глубокий смысл. И руководитель должен гореть работой, держать планку на нужной высоте. Только так рождаются и живут сильные, дружные коллективы.

Кстати, фраза «Не бесите меня» долго украшала стену балетного зала. Одно время Оксана Анатольевна часто её произносила, когда была чем-то недовольна. Ребята запомнили, распечатали и принесли на репетицию. Руководитель иронию оценила и разрешила повесить. Потому что юмор - признак здорового коллектива. Теперь воспитанники задумываются над значками с надписью «Позорище».

Оксана Анатольевна считает, что учитель танцев - это и преподаватель, и тренер. Когда пятилетний ребёнок впервые приходит на занятия, его нужно увлечь так, чтобы он остался в коллективе до восемнадцати. Педагог должен научить ребят не лениться, не зазнаваться и стойко переносить неудачи. Даже самый талантливый артист – живой человек, который может быть в плохом настроении или неважно себя чувствовать. Главное — понять, что ошибки не страшны, если уметь их признавать и стремиться исправлять. Иногда бывает, что на одном и том же номере жюри аплодирует стоя, а на следующей площадке реакция противоположная. Нужна внимательная педагогическая работа, чтобы объяснить ученикам, почему так происходит.

Стать хорошим танцором непросто, но всегда стоит помнить, что физические данные - это 5% успеха. Остальное - упорный труд. Оксана Анатольевна считает, что обучение необходимо начинать с основ. Классическая школа, постановка рук, ног, корпуса — это база, на которой можно строить практически любое хореографическое здание. Но без неё всё может обрушиться. А ещё для постановки танцев нужен широкий кругозор. Нельзя ставить сложные номера, если у тебя внутри ничего нет. Но и исполнители должны понимать, что они делают. Поэтому перед постановкой номера талисмановцы смотрят фильмы и читают книги, чтобы понять, о чём будет новая хореографическая история.

4.jpg
Фото Павла Острякова

Кстати, самоизоляция не повод пропускать занятия. Во время пандемии они проводились дистанционно. Для этого пришлось найти новую стилистику современной хореографии, которую можно показать на территории кухни. Ребята учили и сдавали танцы по удалёнке.

Коллектив = семья

18 мая «Талисман» отметит своё 33-летие. В коллективе сейчас более 250 человек, он растёт и развивается. Оксана Анатольевна уверена - это главная победа и воспринимает учеников, как своих детей. Ведь приходя в 5 и уходя в 18 лет, они проводят в ансамбле целую жизнь. Она учит их взаимовыручке и говорит о том, что нельзя забывать соратников: «Поверьте мне, первыми кто придут к вам и в радости, и в горе будут люди из «Талисмана». Чтобы не происходило». Неудивительно, что ребята доверяют ей, делятся проблемами и обращаются за советом.

«Талисман» - команда единомышленников, выходящая далеко за пределы ансамбля. Родители, бабушки и дедушки участвуют в поездках. Мамы шьют костюмы, папы-инженеры помогают конструировать для номеров нужные механизмы. Выпускники приходят в гости, поздравляют с юбилеями и посещают концерты. Приглашают бывшего руководителя на свадьбы и дни рождения детей. Именно они когда-то подарили родному театру танца флаг, который путешествует с «Талисманом» во всех поездках. У некоторых воспитанников уже есть свои ученики и Оксана Анатольевна гордится тем, на каком высоком уровне они преподают. Приезжая в город, в котором есть талисмановцы, она обязательно с ними встречаются.

Коллектив традиционно отмечает День матери, Новый год и все дни рождения. Но главный праздник, тот для которого нужно много солнца и простора — это день рождения «Талисмана». Несколько сотен талисмановцев выезжает на природу, играют в квесты и вспоминают главные номера коллектива.

Перед каждым выступлением руководитель и танцоры кладут руки друг на друга и произносят: «Ни пуха ни пера! К чёрту!» Без этого не обходится ни один номер. За годы существования «Талисман» оброс традициями и стал большой танцевальной семьёй. И чтобы не происходило, она будет расти и крепнуть и дальше.

Андрей Скоморохов


Молодёжный онлайн-журнал «ЁЖ»
398055
Россия
Липецкая область
Липецк
ул. Московская, дом 83, помещение №12, кабинет №303
+7 (4742) 50-17-01 , +7 (4742) 50-17-18
Молодёжный онлайн-журнал «ЁЖ»
#Кругозорная
Рекомендации