В школьные и студенческие годы я много читал. Фантастику, фэнтези, детективы, приключения. Потом, когда началась взрослая жизнь, времени на книги стало гораздо меньше. Помню, был период, когда за год я не прочёл ни одной книги. И, скажу честно, это не повод для гордости. Но привычка читать появилась у меня далеко не сразу. Было время, когда книги навевали тоску. Родители твердили, что нужно найти свою. Честно искал, не зная, что «моя» книга много лет терпеливо ждала меня не в областной библиотеке, а в домашней...
29 мая 2000 года, мне почти тринадцать лет. В этот день у меня появились аквариумные рыбки, и я очень быстро превратился в заядлого аквариумиста. В какой-то момент мама невзначай подсунула мне старую потрёпанную книгу с пятном на обложке. Видимо когда-то на неё что-то пролили. С обложки на меня смотрел подросток в пионерском галстуке. Это была книга Владимира Добрякова «Зуб мамонта».
Мне стало невообразимо скучно. Фантазия сразу же нарисовала картинку: советский школьник переводит дряхлую бабушку через дорогу. А она в благодарность дарит ему зуб мамонта, который ей, в свою очередь, лично преподнёс товарищ Будённый. Затем следовала речь на тему «что такое хорошо, а что такое плохо». Почему появился такой образ, не знаю. Но книгу я всё-таки открыл, удивляясь желтизне страниц.
Иногда попадались иллюстрации. Простенькие, чёрно-белые. Скука, победоносно потиравшая руки, внезапно «ойкнула». И тому была причина: на картинке радостный мужчина держал в руке пакет. Пустой. Но взгляд зацепился за текст над рисунком: «Альке повезло: молоденький лейтенант с розовыми, как у девушки, щеками, не торгуясь, забрал в прозрачный мешочек сразу всех его меченосцев». Меченосцев? Художественная книга про аквариумных рыб? Да ну, не бывает такого! Энциклопедии, справочники – пожалуйста, но «художка»…
В общем, я решил почитать «Зуб мамонта». Стало интересно, как связано название с сюжетом. Скажу честно, читать иногда было тяжело. Книга, написанная в 1970-х годах, иногда старательно напоминала о своём солидном возрасте. И делала это менторским тоном. Пионеры, звенья, собрания, галстуки… Уже в дни моего детства это казалось чем-то невообразимо далёким.
Основная сюжетная линия книга закручена на судьбах двух школьников: Альки и Валерки. У обоих есть аквариумы. Но они не просто достопочтенные созерцатели подводного мира, они – настоящие аквариумисты! Ребята разводили меченосцев и моллинезий, а мальков продавали на местной «Птичке». В книге подробно описывались будни советских аквариумистов: как мальчишки самостоятельно добывали корм, мастерили различные штуки для аквариумов. Тогда-то много чего не было, приходилось проявлять смекалку. А ещё ребята мечтали о том, что купят на скопленные от продажи рыб деньги. Валерка хотел мотоцикл – мечту любого советского мальчишки. Алька же находился в поиске…

Пересказывать весь сюжет книги нет смысла. Несмотря на то, что «Зуб мамонта» - стопроцентный представитель подростковой литературы, проблемы в нём поднимаются очень серьёзные, по-настоящему взрослые. Это стало вторым моментом, поразившим меня. Смысл произведения мастерски упакован Владимиром Андреевичем в обёртку будней советских школьников-аквариумистов.
Финалом книги я был возмущён! Прямо-таки бурлила во мне обида за одного из главных героев, который по хлопку стал изгоем в классе. При этом второй главный герой по тому же хлопку превратился в «нравственный ориентир». А виной всему были, как не сложно догадаться, аквариумные рыбы. Как по мне, финал у книги очень неоднозначный. Но это не главное. Важно, что тогда, впервые за тринадцать лет жизни, «художка» вызвала во мне эмоции, пусть и противоречивые. А «Зуб мамонта» на долгое время стал настольной книгой. Не знаю, сколько раз я его перечитывал, и всегда финал вызывал у меня возмущение. Но всё же именно эту книгу я считаю «своей». Поскольку благодаря «Зубу» чтение уже никогда не воспринималось как пытка тоской, унынием и скукой. Оказалось, оно могло дарить настоящие эмоции!
…Спустя годы, случайно заметив книгу на полке, подумал: может, Владимир Андреевич специально так завершил повесть? Целенаправленно, чтобы вызвать эмоции, тем самым, зацепив читателя? Ух, многоходовка!
Вскоре после прочтения «Зуба мамонта», в областной библиотеке я обнаружил книгу Анатолия Онегова «Школа юнната». Она уже являлась эдаким симбиозом «художки» и энциклопедического справочника. Эта книга тоже стала «моей». Несколько лет я безуспешно пытался её купить. Но об этом я расскажу в следующий раз.
Павел Жуков