#Кругозорная

«Ртуть» за гончарным кругом

ezhonline.ru
10.03.2023
«Ртуть» за гончарным кругом

Липчанка Яна Ищенко — гончар. Она уверена, что мастером может стать каждый. Потому что успех на 10% состоит из таланта и на 90% из труда. Поэтому трудолюбивый человек может «перегнать» способного, но ленивого. 

Я была отличницей в школе, всегда старательно училась. Бывали, конечно, и четвёрки. Пару раз даже тройки. Но я не очень расстраивалась, потом просто исправляла оценки. Мне нравилось учиться, узнавать что-то новое, пробовать то, что раньше не умела.

Но по характеру и поведению не всегда была «правильной». Могла иногда и с мальчишками подраться, и вообще была довольно шустрой. Мама говорит, что воспитатель в садике называла меня «Ртуть». 

2.jpeg

И однажды, когда я училась в школе (речь — о селе Крутые Хутора Липецкого района), «ртутное» поведение привело меня в кабинет к подружке из соседнего класса. Её классная руководительница, Нина Васильевна Лобеева, предложила изготовить глиняную свистульку. Я попробовала один раз, другой… и начала ходить в кружок.

Мы с Ниной Васильевной изучали традиционные ремёсла: делали тряпичные куклы, занимались традиционной тамбурной вышивкой, восстанавливали костюм села. Участвовали в разных конкурсах и фестивалях. Несколько раз я занимала первое и другие места на ежегодном всероссийском фестивале «Хоровод традиций». Именно Нина Васильевна открыла для меня мир керамики, за что я ей очень благодарна.

4.jpeg

Со временем стало понятно, что керамика прочно вошла в мою жизнь. И мне захотелось заниматься этим ремеслом дальше. В 9 классе уже начала искать вузы, где изучали бы керамику или было бы какое-нибудь творческое направление. И после окончания школы поступила в Липецкий государственный педагогический университет на преподавателя изобразительного и декоративно-прикладного искусства. 

Кстати, изобразительному искусству мне пришлось учиться с нуля, хотя обычно на такие специальности поступают после окончания художественной школы. А вот в области декоративно-прикладного искусства мы изучали 4 ремесла: лаковую миниатюру, керамику, художественную обработку металла и дерева. Учиться этому было увлекательно, но любимым делом всё-таки осталась керамика. 

6.jpeg

На третьем курсе я начала работать в гончарной школе «Колокол». Опытные мастера научили работать на гончарном круге (до этого лепила только вручную), показали, как делать посуду, покрывать её глазурью, обжигать в печи. Важной ступенькой для меня была дипломная работа. Благодаря дипломному руководителю Сергею Егоровичу Смолеевскому получилось создать керамическую скульптурную композицию. Сейчас я продолжаю работать в гончарной школе, веду мастер-классы по лепке из глины, преподаю скульптуру в художественных мастерских при ЛГПУ.

У меня есть два творческих состояния. Первое – обдумывание идеи произведения. Тут настоящий творческий поиск! Мозг кипит, сосредотачивается на какой-то идее, замечает вокруг всё, что с ней связано, напрягает память. Этоможет происходить когда и где угодно: за работой, в автобусе, ночью можно проснуться от какой-то мысли. 

1.jpeg

Второе состояние – это воплощение идеи в глине или другом материале. Здесь спокойно и методично уходишь в процесс. Это успокаивает, помогает привести в порядок мысли. Особенно работа на гончарном круге. Иногда так увлекаюсь, что могу случайно во время какого-то движения руками забыть дышать.

Без керамики уже не представляю свою жизнь. И я благодарна своему «ртутному» поведению, которое давным-давно привело меня в кабинет Нины Васильевны. 




Молодёжный онлайн-журнал «ЁЖ»
398055
Россия
Липецкая область
Липецк
ул. Московская, дом 83, помещение №12, кабинет №303
+7 (4742) 50-17-01 , +7 (4742) 50-17-18
Молодёжный онлайн-журнал «ЁЖ»
#Кругозорная
Рекомендации