Несколько лет назад Александра Кислова работала корреспондентом журнала «Золотой ключик». А потом она поступила в университет Мачераты. И решила стать археологом.
Сейчас я поняла, что хочу быть археологом. Это не значит, что в детстве я много копала в песочнице. Мама 15 лет назад уговаривала меня отправиться на раскопки в лагерь «Аргамач», а я упрямо отказывалась. Что поделать, меня больше интересовали рассказы из старого детского журнала «Познай историю с Волли». Например, о походах Александре Македонского, драме английской королевской династии Тюдоров, событиях Второй мировой войны. Я до сих пор дорожу коллекцией тех журналов. И да простит меня мама, краеведение меня тогда ни капли не интересовало.
Но археология связана с историей. По найденным посуде, украшениям, оружию,по древним рукописям археологи стараются понять быт, вкусы, предпочтения к еде, одежде, музыке, развлечениям. В этом учёным помогают и другие специалисты - например, химики, антропологи.
Когда я узнала, что можно принять участие в археологической экспедиции, в тот же день подала заявку. Так сказать, не читать историю, как делала раньше, а погрузиться в неё.
Заниматься исследованиями – большая удача.
Кстати, в нашей стране, чтобы добраться до материала, нужно снять 100 метров геологического слоя, поскольку климат у нас очень суровый. Природа легко и быстро прячет следы наших предков, что строили в основном из дерева. В Италии свои сложности. Помню, один профессор сравнил археологическую территорию с известным итальянским блюдом лазаньей.
Мы кладём лист пасты, потом соус с мясом и томатами, ещё лист пасты, соус, и так далее. Так вот. Каждый слой отвечает своему отрезку времени. На самом дне самый древний период, а поднимаясь, мы попадаем к самому молодому. Порой нужно быть предельно внимательным. Иногда слой может быть всего лишь 5 сантиметров и, если переусердствовать можно «съесть слой», сделать дырку в грунте и нарушить последовательность. И берут уже не кирку с лопатой, а мастерок - самый важный инструмент археолога.
Атмосфера в итальянском лагере отличается от российского. Не часто археологам приходится жить в палатках, не знают они и духа вечернего костра. И,несмотря на жару, все должны быть с головы до пяток в униформе. Два года подряд я ездила на раскопки термы 1 века до н. э. Жили мы в отеле в центре города, а территория раскопок была в 5 минутах пешком от центра.
Мои последние раскопки проходили на окраине города Орвието. Изучали период этрусков, народа, что древнее римлян и жил об о бок с ними. Ночевали мы на территории бывшего монастыря примерно XII века с видом из окна на кладбище. Но, несмотря на это, от цивилизации не уходили, пообедать всегда можно в городском баре.
Я до сих пор удивляюсь тому, как решилась отправить заявку в экспедицию. Ведь у меня были только базовые знания из учебников и на итальянском ещё не совсем свободно говорила. Помню, как было сначала страшно подписывать керамику чернилами. Думала, что непростительно будет ошибиться. Но всё получается, если не боишься пробовать. Если видят, что ты стараешься, проявляешь интерес, с удовольствием повторно объяснят и помогут. Как составлять документацию находок, вести дневник, снимать координаты для рельефа, фотографировать территорию и особенные находки - всему этому учусь на практике. Голова побаливает от перегруза информации, но желание освоить профессию мне даёт энергию.
***
Но знаете, чего мне очень хочется? Вернуться домой и поучаствовать в раскопках на территории родной страны. Теперь-то я отношусь к истории иначе.
Александра Кислова