Первый раз эту картину я посмотрел в детстве. И, естественно, особенно ничего не понял. Точнее, понял не совсем то. Мне было жалко корову и собаку, а вот диалоги людей воспринимались как нечто невыносимо скучное, серьёзное и слишком «взрослое».
«Вот моя деревня, вот мой дом родной!»
Потом я пару раз натыкался на этом фильм, будучи подростком. В принципе, ощущения от картины оставались прежними. Единственное - больше стал впечатлять главный герой — Павел Зубов, исполненный Александром Михайловым. Персонаж казался положительным, правильным, характерным.
Прошли годы. Я стал взрослым, обзавёлся семьёй. Специально «Мужиков» не смотрел, но когда случайно натыкался по телевизору, смотрел. Причём не важно, с какого момента. Просто «залипал» и заново переживал историю. И каждый раз во время титров ловил себя на странном чувств: с советской мелодрамой 1981 года что-то не так...
Сюжет фильма строится вокруг главного героя Павла Зубова. Он жил в деревне, встречался с девушкой Настей. Потом ушёл в армию. И спустя время получил роковое письмо от матери - Полины Захаровны. Мать рассказала, что Настя, мол, закрутила роман с другим. Более того, скоро и ребёнок родится…
И сердце Павла заледенело. Он не вернулся из армии домой, а после демобилизации отправился в далёкий Никель, решив начать новую жизнь.
Прошли годы. И вдруг Павел получил телеграмму, в которой говорилось, что отцу плохо и нужно срочно приехать. Так Павел впервые за много лет оказался дома. И выяснил, что отец схитрил, чтобы заставить сына приехать. А настоящая ситуация такова, что то самое «письмо распроклятое» мать написала сгоряча… Настя же умерла. И сиротой осталась дочь Павла — Полина, и ещё двое ребятишек.
Перед Павлом встал вопрос: как быть дальше? «Я в этой ситуации либо гад, либо дурак. Гад, если от родного ребёнка по тундрам бегал. А дурак — если чужого за своего приму», - говорит в сердцах Павел своему отцу. - Только я в дураках-то ходить не привык...»
...И, глядя в очередной раз на титры, я вдруг понял, что не так с этим фильмом. В нём нет абсолютно положительных героев. Все они — живые люди, со своими характерами и страхами.
И всё встало на свои места. Вот почему «Мужики!» так «цепляют». Режиссёр Искра Бабич сумела показать именно живых людей с достоинствами и недостатками.
«Сам ты инвалид! Душу заморозил на своем севере»
Вот Павел Зубов. Получив письмо, он проявил слабость, не захотел разобраться и просто сбежал. Об этом прямым текстом заявил Матвей Егорович: «А дурное-то дело нехитрое — от родного дитя-то по тундрам бегать».
Вообще, тот диалог между отцом и сыном — невероятно мощный. По содержанию, по эмоциональному наполнению. У деда своё горе — родная внучка может попасть в детский дом из-за его проблем со здоровьем. С сыном отношения давно разрушены, и создаётся впечатление, что Матвей Егорович в нём разочарован. Не считает его, скажем так, мужиком. Для старика-то всё давно ясно и понятно. Есть ребёнок, есть отец, так почему они не живут одной семьёй?
У Павла своя правда: «Я мужик-то битый. Бабьи сказочки для меня - тьфу. Вот так вот!»
И ладно бы одна взрослая дочь. «Бонусом» идут ещё пацаны. Один — Пашка — сын Насти и её мужа Петра (спившегося художника). Второй — Стёпка — приёмный цыганёнок, который не разговаривает. Дети любят друг друга. И они были согласны на детским дом, поскольку так будет возможность изредка видеться друг с другом: «Если не вместе, то никуда мы отсюда не поедем. Такое наше последнее слово». И что делать Павлу? Геройствовать и забирать всех троих?
Настя и вовсе воспринимается как слабохарактерная девушка, которая просто плыла по течению и не собиралась бороться за своё счастье. Однако это не так. Она просто пыталась наладить свою жизнь. Что-то доказывать Павлу не хотела. Вероятно, ей просто было очень обидно из-за того, что он принял ложь за чистую монету и не захотел сам во всём разобраться.
Посыл картины не в героическом решении Павла. Фильм о другом. О том, что всегда нужно смотреть своим трудностям в лицо, а людям — разговаривать друг с другом. Иначе можно вернуться к исходной точке, только с грузом тяжёлого опыта потраченных впустую лет. Как это и произошло с Павлом в начале картины. Он бегал долгие годы, но всё же вернулся домой. У него взрослая дочь, любимой женщины нет в живых. Зато есть двое мальчишек. Чужих, но именно от Павла теперь зависит их дальнейшая жизнь.
«Мужики!» - фильм про судьбоносные поступки и решения. Каждый из которых меняет жизнь, направляет её по какому-то пути. Этим картина и прекрасна. Она ярко иллюстрирует тот факт, что очень часто лишь от нас самих зависит наша судьба. От сказанных или несказанных во время слов, от решений, принятых трезвым умом или в порыве злости.
Но надежда на исправление ошибок тоже есть. Полина, Пашка и Стёпка — шанс для Павла искупить свою вину. Прежде всего, перед любимой женщиной. И растопить душу, замороженную на севере.
Павел Жуков
На главной — кадр из фильма «Мужики!»