На базе Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семёнова-Тян-Шанского есть российские студенческие отряды (РСО). И к ним, помимо вожатых, относятся и отряд проводников под названием «29-й скорый».
Когда я стала первокурсницей ЛГПУ, присоединилась к «Скорому». Почему? Дело в том, что атмосфера железной дороги – моя слабость или болезнь - кому что больше нравится. И я решила посмотреть на поезда не глазами рядового пассажира, а попробовать себя в роли проводника. На личном опыте понять, каково это - постоянно курсировать от пункта «А» в пункт «Б».
В начале моего непредсказуемого рабочего эксперимента был стажёрский рейс «Москва-Сухими». Во время пути профессиональные проводники учили нас выполнять обязательную работу по вагону. Регулировать кондиционер, продавать чайную продукцию, сливать кипятильник. Казалось бы, что сложного? Но на самом деле учиться нужно всему. А ещё важно сохранять спокойствие и дружелюбие несмотря на ситуации. В дороге может попасться абсолютно любой пассажир… Например, безбилетник или обманщик. Бывает, люди пытаются провезти в обычном вагоне домашних животных, не желая оставлять их в специальном. И поэтому всегда нужно быть начеку и подходить ко всему ответственно. Первым делом внимательно проверять документы в УКЭБе (устройстве контроля электронных билетов). Кстати, интересный факт, о котором наверняка знают немногие. В паспортных данных допускается одна ошибка в букве или цифре. Но если их больше, то нужно обратиться за помощью к линейному начальнику поезда (ЛНП). И он всегда придёт на выручку, чтобы ни случилось. Решит проблему, подскажет, как лучше поступить. У ЛНП работа серьёзная, ответственная. Во время пути он ведёт подсчёт постельного белья и чайной продукции, общается с пассажирами, расспрашивает их о качестве поездки. А вот за покой людей отвечают представители транспортной безопасности. Если происходит конфликт, линейный начальник поезда вызывает их.
В моей стажировке было много ярких, интересных рейсов, от которых остались только тёплые воспоминания. Например, работа на маршруте Москва – Имеретинский курорт. Когда поезд прибыл на конечную станцию, мы, стажёры, отправились изучать населённый пункт. Погуляли по курорту, заглянули в сувенирные лавки. В общем, десятичасовой перестой состава провели с пользой. А ещё мне всегда удавалось найти подход к пассажирам. Об этом свидетельствуют хорошие отзывы о качественной работе в книге жалоб и предложений. И я очень довольна, что смогла справиться.
Вернусь ли я ещё когда-нибудь к профессии проводника? Пока не могу ответить на этот вопрос. Скажу так: мне понравилось. А значит, всё может быть. Не бывает бывших железнодорожных романтиков.
Анастасия Сундеева,
студентка ЛГПУ