Бесконечно можно смотреть на три вещи: на огонь, на воду и на то, как все с нетерпением ждут, когда закончится реклама.
Реклама стала настолько обыденным явлением, что мы редко задумываемся, например, о том, кто и когда её создал, как она менялась со временем и как влияла на культуру. Между тем это искусство уходит корнями глубоко в прошлое. Зачатки в виде раёшных стихов, зазываний коробейников появляются ещё в Древней Руси. Понятие рекламы становится привычным с XVIII века, когда «Санкт-Петербургские ведомости» начинают печатать первые объявления.
В XIX веке появляются вывески с эффектными шрифтами и подсветкой, афишные тумбы. В начале XX века знаменитые поэты и художники (В. Маяковский, М. Врубель, И. Билибин) трудятся над рекламными плакатами. В 1970-е годы москвичи впервые увидели электронный щит, составленный из сотни тысяч автомобильных фар, закрытых цветными фильтрами. А сейчас, спустя несколько десятков лет, на улицах уже устанавливают 3D экраны.
Вообще, первое рекламное агентство было основано в Санкт-Петербурге ровно 145 лет назад, в 1878 году. Его открыл Людвиг Морицович Метцель, которому принадлежит известное высказывание: «Реклама – двигатель торговли». Это и многое другое можно было узнать на выставке «145 лет рекламе. Культурное наследие», которая проходила в ГУМе с 11 по 22 ноября.
Организаторы выставки – Ассоциация коммуникативных агентств России (АКАР) и НКО «Музей рекламы» - постарались показать, что реклама – это неотъемлемая часть нашей культуры, которая не только тесно связана с другими видами искусства (живописью, музыкой, литературой), но и отражает значимые для общества идеи, архетипы. Экспозиция состояла из пяти тематических блоков: «Изобразительное искусство в рекламе», «Аудиальное искусство в рекламе», «Киноискусство в рекламе», «Социальная реклама», «Символы национальной культуры в рекламе».
В каждом из них посетители могли увидеть наиболее яркие работы за всю историю российской рекламы, а также узнать немало интересных фактов. Например, известно ли вам, что аудиобрендинг существовал ещё до того, как реклама стала постоянной спутницей радио и телевидения? Как это возможно? Продавцы конфет вместе с товаром выдавали бесплатные… ноты с говорящим названием, например, «Вальс-Монпансье», так что покупатели наслаждались не только вкусным десертом, но и приятной музыкой. Большой неожиданностью было увидеть фонтан. Как оказалось, за этим тоже стоит история. Фирма Брокар, представляя линейку товаров, придумала устроить на выставке небольшой комнатный фонтан с одеколоном. Каждый желающий мог бесплатно наполнить свой флакончик, а некоторые даже окунали туда одежду. Неудивительно, что через несколько дней аромат стал известным и модным в Москве.
Одна из особенностей выставки – интерактивность. На каждом рекламном плакате был QR-код, отсканировав который, можно было очутиться на мультимедийной инсталляции и узнать больше об арт-объекте. У посетителей также была возможность попробовать себя в роли рекламщика и создать свой собственный постер. А тематическая фотозона не оставила шанса уйти без памятных фотографий.
Однако на этом сюрпризы не закончились. Ещё помните Людвига Метцеля? Так вот, каждый мог лично пообщаться с основателем первого рекламного агентства в России. Специалисты «оживили» Людвига Метцеля с помощью нейросетей, и он охотно отвечал на вопросы, например, какой самый дорогой рекламный ролик в мире или что такое целевая аудитория. Конечно, иногда случались проблемы со связью (19 век всё-таки), но тем приятнее было услышать ответ.
Конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Но, если не удалось посетить выставку, не отчаивайтесь. На сайте https://reklama145.ru/ можно подробно прочитать про каждое направление в рекламе, посмотреть интервью с организаторами и даже поиграть в интерактивные игры! Попробуйте, ведь реклама – это то, чем мы можем гордиться!
Софья Емельянова,
г. Москва