Жизнь в легкой атлетике
Молодёжный онлайн-журнал "ЁЖ"
/upload/iblock/aa4/aa45a3e389b203f06ed3404f14e17a69.jpg
Жизнь в легкой атлетике
автор: Евгения Коробова
Бударина Инга — тренер по легкой атлетике, действующая спортсменка, воспитанница лучших тренеров Черноземья.
Расскажи, с чего начинался твой спортивный путь, как пришла в легкую атлетику?

Мой спортивный путь начался еще в школе во 2 классе, после учебного дня мы с одноклассниками все время играли на детской площадке, конечно, когда ты ребенок, у тебя нет полного понимания что такое нагрузка. Уже позднее, учитель физической культуры пригласил к тренеру по легкой атлетике — Антону Викторовичу Алтухову. Именно он заложил в меня базу. Тренировки были около 3-4 раз в неделю, проходили они в игровой форме, было очень интересно. Через некоторое время мы познакомились с более квалифицированными специалистами — Рощупкиной Натальей Викторовной, которая для меня открыла мир легкой атлетики, потом уже перешла на стадион «Динамо», где познакомилась с Клюжевым Борисом Алексеевичем и Филатовой Лидией Андреевной, мы уже начали работать по многоборной подготовке, прошла большинство видов легкой атлетики и узнала, что же это такое. На протяжении уже многих лет, сейчас мне 24, я все еще являюсь действующим спортсменом, но в данный момент мое основное призвание тренерство.
Привет! Расскажи, с чего начинался твой спортивный путь, как пришла в легкую атлетику?

Мой спортивный путь начался еще в школе во 2 классе, после учебного дня мы с одноклассниками все время играли на детской площадке, конечно, когда ты ребенок, у тебя нет полного понимания что такое нагрузка. Уже позднее, учитель физической культуры пригласил к тренеру по легкой атлетике — Антону Викторовичу Алтухову. Именно он заложил в меня базу. Тренировки были около 3-4 раз в неделю, проходили они в игровой форме, было очень интересно. Через некоторое время мы познакомились с более квалифицированными специалистами — Рощупкиной Натальей Викторовной, которая для меня открыла мир легкой атлетики, потом уже перешла на стадион «Динамо», где познакомилась с Клюжевым Борисом Алексеевичем и Филатовой Лидией Андреевной, мы уже начали работать по многоборной подготовке, прошла большинство видов легкой атлетики и узнала, что же это такое. На протяжении уже многих лет, сейчас мне 24, я все еще являюсь действующим спортсменом, но в данный момент мое основное призвание тренерство.
ЁЖ:
Как ты думаешь, важно ли для тренера быть спортсменом в прошлом?
Инга:
Думаю, да, потому что в практике ты больше понимаешь. Ведь теория не всегда совпадает с реальностью. Ты на своих ощущениях можешь помочь своему спортсмену, а не по написанному в учебниках и пособиях.
ЁЖ:
Ты работаешь с детьми, если мы разделим на три возрастные категории, например, с 7 до 11, с 11 до 15, то чем отличается работа с ними, на чем делается акцент в том или ином возрасте?
Инга:
Набор детей идет с 9 лет, начальная подготовка в игровом формате, даже до подросткового периода тоже сохраняется игровой метод, потому что дети бывают разного развития, кто-то ранний, кто-то поздний и к ним нужно иметь подход. У девочек в подростковом периоде открывается зона роста, у мальчиков это происходит чуть позже, очень важно не форсировать нагрузку, конечно, будут разные методы и подходы к ним, но цель одна — взрастить ребенка, у которого есть талант и подстраиваться под его возрастные особенности.
Каждый ли способен показывать высокий результат?

Нет, не каждый, 1-2% из всей группы, вот такая вероятность, что ребенок останется в спорте высших достижений, потому что начнется: у кого-то любовь, кто-то хочет сдать экзамены, приоритет отдается учебе. Когда ребята начинают взрослеть, их интересы меняются, это нормально. Поэтому стараемся не привязываться к ученикам, не держать их, понимать их волю. Если они хотят с малых лет, то они этого никогда не оставят, если действительно будет понимание, а если они «шалтай-болтай», то вряд ли они уже в высшем спорте останутся. Но разные, конечно, бывают дети.
Каждый ли способен показывать высокий результат?

Нет, не каждый, 1-2% из всей группы, вот такая вероятность, что ребенок останется в спорте высших достижений, потому что начнется: у кого-то любовь, кто-то хочет сдать экзамены, приоритет отдается учебе. Когда ребята начинают взрослеть, их интересы меняются, это нормально. Поэтому стараемся не привязываться к ученикам, не держать их, понимать их волю. Если они хотят с малых лет, то они этого никогда не оставят, если действительно будет понимание, а если они «шалтай-болтай», то вряд ли они уже в высшем спорте останутся. Но разные, конечно, бывают дети.
Как родители могут повлиять на спортивную карьеру ребенка?
Главное — поддерживать их. Даже у меня случалось, что меня мама не поддерживала, было очень тяжело доказывать свое намерение. Но в любом случае меня это сбивало. И сейчас многие родители не особо понимают, что такое профессиональный спорт. Спортсмены, если они окунулись в это, и если их родители были в спорте высших достижений, то они могут понять. А люди, которые занимались несерьезно в массовом виде, то есть, позанимались, бросили, им тяжело понять, когда ребенок болеет этим. Родители хотят наилучшего для ребенка, но иногда они просто могут сломить желание.
ЁЖ:
А что можешь в таких случаях посоветовать родителям?
Инга:
Быть открытыми! Потому что иногда эта грань стирается. Понятно, что есть мама, а есть дочка. Субординация должна быть. Потому что очень часто дети закрываются в подростковом возрасте и они ищут человека, который их поддержит, который им скажет те нужные слова. Поэтому посоветовала бы понимания, чтобы они разговаривали со своими детьми, прислушивались к тому, чего они хотят. Да, они могут допустить ошибку, а родители могут что-то посоветовать, но опять же, выбор должен быть за ребенком, потому что на своих ошибках ему будет проще понять. Пусть лучше сделает и ошибется, чем не сделает и огорчится.
ЁЖ:
Можешь сказать, что тренер станет для ребенка именно тем самым человеком, который направит его в нужное русло?
Инга:
Да, конечно, ведь не зря говорят, что тренер – вторая мама или папа. Потому что большое количество времени, особенно, если мы говорим о спорте высших достижений, ребенок проводит с тренером. Родители, хочешь или нет, уходят на второй план, потому что с тем, с кем больше времени проводишь, тому ты и начинаешь открываться.
Почему футбол и баскетбол пользуются большим интересом?
Наверное, потому, что в таких видах спорта больше азарта. Играют две команды — зрелище! А в легкой атлетике ты сам за себя, поэтому в меньшей степени заинтересовывает зрителей.

Быть самому за себя сложнее, чем играть в команде?
Лично для меня в команде сложнее. Потому что ты отвечаешь еще и за других людей. А легче, конечно, в индивидуальных видах спорта. Тебе не нужно переживать за других, ты знаешь свои силы, и все что мог – сделал.
Бывают же способные, но не замотивированные дети. Как таких заинтересовать?
Это очень сложный подход. Есть, конечно, такие люди. Тебе нужно стать другом! Психологическая работа уже идет в ход. Оставаться после тренировки, больше времени уделять, не ущемлять ребенка, а стараться показывать, что у него есть талант. И если он будет работать, подходить к нему после соревнований и говорит: смотри, как ты растешь. Тогда он уже потихонечку будет менять свое отношение к процессу. Конечно хорошо если это было с нескольких сторон, то есть и со стороны родителей.
ЁЖ:
А нужен ли юным спортсменам авторитет в виде знаменитых спортсменов? Или стоит говорить им о том, чтобы они сами становились кумирами миллионов, не подражая Лебедевой, например, или Болту?
Инга:
Безусловно, нужен! Они смотрят, представляют идеал. Они ими вдохновляются. Это очень важно! В некоторых случаях, у меня, например, это были мои тренеры. Я на них смотрела и мне так нравилось, как они работают, как структурируют свою работу. Мне тоже этого хотелось.
Молодёжный онлайн-журнал «ЁЖ»
398055
Россия
Липецкая область
Липецк
ул. Московская, дом 83, помещение №12, кабинет №303
+7 (4742) 50-17-01 , +7 (4742) 50-17-18
Молодёжный онлайн-журнал «ЁЖ»
#Истории
Рекомендации