Я не пойду работать в школу: педагоги, которые обманули себя
Молодёжный онлайн-журнал "ЁЖ"
/upload/iblock/42a/42ada773a8e6ae1c1148e597e4913ac6.jpg
автор: Елизавета Кутафина
Я не пойду работать в школу

педагоги, которые обманули себя
В преддверии первой волны поступления и судьбоносного выбора (будем говорить так высоко, да). Это первый шаг в РЕАЛЬНУЮ взрослую жизнь. Возможно, наш материал поможет тебе с чем-то определиться.
В педагогику принято идти, только следуя какому-то высшему указанию. Школа не прощает слабости, неумения контролировать эмоции, неуверенности. Говорят, дети чувствуют, когда ты их боишься, и начинают этим пользоваться. Причин отказаться от профессии учителя – множество: кажется, что «против» гораздо больше, чем «за». Все бы ничего: не чувствуешь, что это твое – не иди. Но иногда выбирать не приходится.
Чаще всего выбор стать учителем делается неосознанно: по разговорам (и статистике) проходной балл там не слишком высокий. Абитуриент и его родители хотят завести «запасной аэродром». Отсюда и студенты в педагогических вузах, которые на вопрос: «Собираетесь ли вы работать в школе» стыдливо отводят глаза. Значит, нет. Некоторые напротив открыто выражают протест и горделиво заявляют: «Я? Учителем? Никогда». А есть еще те, кто боится: что засмеют, что не преуспеют в жизни, работая «всего лишь учителем», много чего они боятся, оправдано или нет, не понятно.

«ЁЖ» решил поговорить с теми, кто пришел в учительское ремесло не по своему хотению, а по воле случая. Немного о том, как менялось их отношение, работе над силой воли и уроках для них самих.
Юлия, 23, учитель иностранных языков.

- Я выбирала направление, понимая, что хочу изучать иностранные языки и изначально подавала документы на лингвистику. Но мне позвонили и сказали, что в первую волну я не прохожу. Ждать второй волны не хотелось, поэтому мне предложили переложить документы на пед.образование с языками, я согласилась. На самом деле, считала, что буду работать не по профессии. Всегда хотела работать переводчиком, либо получить техническую специальность в дополнении к «языковой». У [профессии] педагога полно недостатков. Например, когда ты молодая, не все дети воспринимают тебя как учителя, многие старшеклассники считают, что ты им «подружка».
Юлия, 23, учитель иностранных языков.

- Я выбирала направление, понимая, что хочу изучать иностранные языки и изначально подавала документы на лингвистику. Но мне позвонили и сказали, что в первую волну я не прохожу. Ждать второй волны не хотелось, поэтому мне предложили переложить документы на пед.образование с языками, я согласилась. На самом деле, считала, что буду работать не по профессии. Всегда хотела работать переводчиком, либо получить техническую специальность в дополнении к «языковой». У [профессии] педагога полно недостатков. Например, когда ты молодая, не все дети воспринимают тебя как учителя, многие старшеклассники считают, что ты им «подружка».

ЁЖ:
Почему пойти преподавать все же пришлось?
Юлия:
В институте, наша заведующая кафедры попросила пойти поработать на время в школу. Отказываться от работы не хотелось, деньги на дороге не валяются. Совмещать работу и учебу было нелегко, но многие преподаватели шли на уступки, потому что работаю по профессии.
ЁЖ:
Какие у тебя были впечатления в первый день работы? Как выстраивалось общение с детьми?
Юлия:
Первый раз идти в школу на работу было страшно. Я не знала как примет меня коллектив и дети. Но, я быстро влилась в коллектив, да и детки меня приняли. Самым главным было для меня, чтобы они доверились и открылись. Это и произошло, так что работать стало одно удовольствие.
ЁЖ:
Какой совет ты могла бы дать абитуриентам, поступающим на педагогическую специальность: стоит ли бояться?
Юлия:
Что касается абитуриентов, то я могу сказать, что идти работать вообще страшно, независимо от сферы деятельности. Главное – это правильно подать себя и свои знания, тогда всё и будет хорошо. Лично я сейчас абсолютно довольна исходом.
Лиза, 21, учитель иностранных языков.

- Я вообще не педагог ни разу, мыслей о работе в школе, с детьми не было в помине. Не скажу, что я презирала, просто насмотрелась изнутри и разочаровалась (в семье несколько поколений учителей). Отучилась на отвлеченной гуманитарной специальности, а потом зачем-то выбрала андрогогическую специальность (андрагогика – это область педагогики, в которой рассматриваются теоретические и практические проблемы образования взрослых с учетом их особенностей в системе непрерывного образования). Работала в журналах, на фрилансе, но объявили карантин, зарабатывать и оставаться там, где и раньше, возможности не было, пришлось на время (как потом оказалось на полгода) задержаться в Липецкой области. От скуки и нехватки денег решила попробовать себя в преподавании английского, так, несерьезно. В первый день работы я пришла домой и не могла понять, что происходит. Я хотела обратно на уроки, к ребятам в класс.

Лиза, 21, учитель иностранных языков.

- Я вообще не педагог ни разу, мыслей о работе в школе, с детьми не было в помине. Не скажу, что я презирала, просто насмотрелась изнутри и разочаровалась (в семье несколько поколений учителей). Отучилась на отвлеченной гуманитарной специальности, а потом зачем-то выбрала андрогогическую специальность (андрагогика – это область педагогики, в которой рассматриваются теоретические и практические проблемы образования взрослых с учетом их особенностей в системе непрерывного образования). Работала в журналах, на фрилансе, но объявили карантин, зарабатывать и оставаться там, где и раньше, возможности не было, пришлось на время (как потом оказалось на полгода) задержаться в Липецкой области. От скуки и нехватки денег решила попробовать себя в преподавании английского, так, несерьезно. В первый день работы я пришла домой и не могла понять, что происходит. Я хотела обратно на уроки, к ребятам в класс.
ЁЖ:
Чему тебя научили дети и опыт работ в школе?
Лиза:
Это был классный опыт, дети научили меня уважать каждого, слушать больше, быть открытым и честным самому, прежде чем просить об этом ученика.
ЁЖ:
Есть ли что-то, что ты могла сказать абитуриенту?
Лиза:
Спрашивать человека в 16-17, даже в 18 лет на мой взгляд не очень целесообразно. Все приходит через опыт, через попытки, в том числе и неудачные. Не попробовав – не узнаешь. Поэтому пробуйте.
Юлия, 23, студентка, учитель химии и биологии

- Я изначально хотела в «мед», но попала на «химбио». На педагогической специальности оказалась благодаря советам близких и бывших учителей. Мне не то, чтобы не приходилось выбирать, просто были серьезные сомнения.

Юлия, 23, студентка, учитель химии и биологии

- Я изначально хотела в «мед», но попала на «химбио». На педагогической специальности оказалась благодаря советам близких и бывших учителей. Мне не то, чтобы не приходилось выбирать, просто были серьезные сомнения.

ЁЖ:
Как оно на самом деле оказалось в школе?
Юлия:
Работать трудно. К сожалению, родители настраивают детей против учителей, соответственно, происходит то, что происходит. Дети не воспринимают нас как человека, который может дать им знания, не прислушиваются к мнению педагога, неправильно воспринимают учебный процесс. Часто происходят конфликты между учителем и родителями.
ЁЖ:
Ты тоже думаешь, что профессия потеряла свою актуальность?
Юлия:
Мнение о том, что образование в России сошло на нет, все еще живет. Учителя постепенно замещают репетиторы, пропадает престижный статус. Скажи, что ты блогер и у тебя 2 миллиона подписчиков, и все такие: «О, классно», а если ты учитель – ну что ж, понятно.
ЁЖ:
А как и почему тогда оказалась в школе? Ты чувствовала какую-то тягу к занятиям с детьми?
Юлия:
Долго искала работу, в университет пришла бумага, мол, требуются учителя. Я пошла. В первый день было страшно, вдруг что-то пойдет не так. Отношения сложились хорошие сразу, во мне увидели друга, но с соблюдением субординации. Мне сразу дали классное руководство. Не без трудностей, но тоже хорошо.
ЁЖ:
Что могла бы сказать в качестве напутственного слова будущим коллегам или тем, кто от этого пока отнекивается?
Юлия:
Есть такое выражение: «Отдавая сердце детям, сгораешь сам», поэтому совет могу дать один: идите в педагогику только искренне, иначе это будет каторга. Бояться не стоит, в любой профессии есть издержки. За мои 3 года работы я заработала опыт, который может пригодиться в любом месте, на любой должности.
Понять, кем быть, нужно самостоятельно и не по щелчку пальцев: от сумы и тюрьмы не зарекайся, как говорят в народе. От работы по направлению постарайся тоже не бежать. Если так получилось, что ты стал студентом педагогического направления, постарайся не отказываться от возможности испытать себя на школьном поприще.

Да, школа – это непросто, это противоречиво, временами невыносимо, мы сами знаем. Но это может быть лучшим опытом в твоей жизни. Решай и смотри сам.
Молодёжный онлайн-журнал «ЁЖ»
398055
Россия
Липецкая область
Липецк
ул. Московская, дом 83, помещение №12, кабинет №303
+7 (4742) 50-17-01 , +7 (4742) 50-17-18
Молодёжный онлайн-журнал «ЁЖ»
#Истории
Рекомендации