Сценарист Кирилл Карташов – сомнения творца, запретные темы
Молодёжный онлайн-журнал "ЁЖ"
/upload/iblock/1b0/1b0d058105f1e19a75dcf7cc8d105eb3.jpg
Сценарист Кирилл Карташов – сомнения творца, запретные темы
Анастасия Попова
Сценарист Кирилл Карташов – сомнения творца, запретные темы
Анастасия Попова
Сериалы – хит нашего поколения. Из низкого жанра они превратились в локомотив современной культуры. Кто это все придумывает? Тот, кто всегда остаётся за кадром, напоминая о себе лишь фамилией в титрах. Это сценаристы. Сегодня мы вместе с Кириллом Карташовым, соавтором сценариев к популярным сериалам на СТС, ТНТ и других каналов, посмотрим поближе на профессию.
ЁЖ:
Кирилл, ты с детства хотел писать сценарии?
Кирилл:
Таких мыслей точно не было. Я, простой мальчишка, учился в лицее села Долгоруково. Когда смотрел сериал «Солдаты», мечтал стать солдатом, когда «Кадетство» – кадетом. Получается, сериалы так или иначе влияли на меня. А теперь на них влияю я. Потом окончил Московский государственный университет путей сообщения по специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». Но жизнь - штука непредсказуемая, и я нашёл себя в более творческой профессии.
ЁЖ:
Как это случилось?
Кирилл:
Всё началось с КВН. Стал играть в него на втором курсе. Когда заканчивал универ, товарищи по команде позвали работать с ними. Они тогда организовали сценарную группу – около 15 человек. Мы писали всё, что только можно: скетчкомы, сериалы, студийные вечерние шоу. Не многое дошло до экранов или долго на них удержалось. Именно ребята из этой группы создали на YouTube канал «GoodMood», который позже трансформировался в «МЁD».
— Какой сериал стал для тебя дебютом и чем он тебе запомнился?
— Сериал «Ботаны» про ай-ти роту в армии для телеканала «Культура». Вроде как Министерство обороны хотело, чтобы на экранах появился такой сериал. Проект был дешёвым, поэтому его доверили нам – неопытным сценаристам. Но мы кайфовали, учились (как минимум, грамотному русскому языку), читали много литературы для сценаристов и пытались применить новые знания.

— В каких ещё проектах ты принимал участие?
— Из известного, например, писал скетчи для программы «+100500». Это было очень весело. Полдня шерстишь YouTube, скидываешь ссылку в общую таблицу на «дропбоксе», кратко описываешь, в чём суть видоса, если продюсеру нравится, пишешь шутки на это видео. Ещё я писал для сериала «Воронины» на СТС.

— Какой сериал стал для тебя дебютом и чем он тебе запомнился?
— Сериал «Ботаны» про ай-ти роту в армии для телеканала «Культура». Вроде как Министерство обороны хотело, чтобы на экранах появился такой сериал. Проект был дешёвым, поэтому его доверили нам – неопытным сценаристам. Но мы кайфовали, учились (как минимум, грамотному русскому языку), читали много литературы для сценаристов и пытались применить новые знания.

— В каких ещё проектах ты принимал участие?
— Из известного, например, писал скетчи для программы «+100500». Это было очень весело. Полдня шерстишь YouTube, скидываешь ссылку в общую таблицу на «дропбоксе», кратко описываешь, в чём суть видоса, если продюсеру нравится, пишешь шутки на это видео. Ещё я писал для сериала «Воронины» на СТС.
— Расскажи об этом опыте.
— Когда я присоединился к «Ворониным», уже было около 300 серий. И это стало самым сложным испытанием, надо быть в курсе всех уже существующих конфликтов, чтобы не повторяться. Многое приходилось пересматривать, но группа большая, каждый что-то видел, поэтому проблем не возникало. И, так или иначе, я смотрел «Ворониных» ранее. По СТС серии повторяли по утрам, когда я собирался на работу.
— Как выстраивается работа над сценарием?
— Есть такое понятие, как сценарная комната. В ней есть старший – хедрайтер. Это человек, который направляет сценаристов – стафов. В некоторых группах есть отдельный персонаж, который молчит и записывает всё, что за день наговорят – тайпер. В Америке такая структура соблюдается лучше. В нашей группе обязанности тайпера может взять на себя каждый.
Когда я пришёл на «Ворониных», в комнате со сценаристами сидел консультант из США и переводчик из «Sony Pictures Television». Иногда они присылают консультантов для помощи сценаристам, не только на «Ворониных». Консультант направлял хедрайтера, отмечая самое важное: «О чём эта история?». То есть, какую тему мы хотим поднять в серии.
— Как выстраивается работа над сценарием?
— Есть такое понятие, как сценарная комната. В ней есть старший – хедрайтер. Это человек, который направляет сценаристов – стафов. В некоторых группах есть отдельный персонаж, который молчит и записывает всё, что за день наговорят – тайпер. В Америке такая структура соблюдается лучше. В нашей группе обязанности тайпера может взять на себя каждый.
Когда я пришёл на «Ворониных», в комнате со сценаристами сидел консультант из США и переводчик из «Sony Pictures Television». Иногда они присылают консультантов для помощи сценаристам, не только на «Ворониных». Консультант направлял хедрайтера, отмечая самое важное: «О чём эта история?». То есть, какую тему мы хотим поднять в серии.
ЁЖ:
Насколько подробен сценарий сериала? Это только реплики актёров или расписывается буквально всё, до мелочей?
Кирилл:
Мы создаем произведение не для чтения, а для реализации его в действии. Оно максимально концентрированное. Здесь нет места глубоким размышлениям героев и тщательному описанию пейзажей, а поэтому расписывается всё до мелочей. Локация – где происходит действие сцены. Кинотекст – что происходит в сцене, важные движения персонажей. Гэги – визуальные шутки. Диалог – реплики персонажей, внутри которых указываются эмоции героя.
ЁЖ:
Доводилось ли бывать на съёмочной площадке?
Кирилл:
Я присутствовал в обеих квартирах «Ворониных». Интересно было посмотреть, как снимаются серии, которые писал я. Как я уже отмечал, работа сценариста – командная. Всё, что хотел сказать сценарист, перекликается с хором других голосов – режиссёра, оператора, звукотехника и других участников съёмочного процесса, поэтому очень любопытно смотреть на всю эту «кухню» изнутри.
— В сериале «Корни» на канале СТС в одной из серий прозвучали ваши с супругой имена. Я так поняла, это какие-то фишки сценаристов?
— Когда надо придумать фамилию персонажу, многие сценаристы любят оставить «пасхалку». Иногда реальный человек может быть чьим-то прототипом. В одной серии «Ворониных» фигурировал бизнесмен из Липецка. Это пока всё, что я сделал для малой родины. А наши с супругой имена и фамилия в «Корнях» - это «пасхалка» моих коллег и друзей.
— В сериале «Корни» на канале СТС в одной из серий прозвучали ваши с супругой имена. Я так поняла, это какие-то фишки сценаристов?

— Когда надо придумать фамилию персонажу, многие сценаристы любят оставить «пасхалку». Иногда реальный человек может быть чьим-то прототипом. В одной серии «Ворониных» фигурировал бизнесмен из Липецка. Это пока всё, что я сделал для малой родины. А наши с супругой имена и фамилия в «Корнях» - это «пасхалка» моих коллег и друзей.
— Сценарист должен знать, о чем он пишет, как можно больше. Как ты пополняешь багаж знаний?
— Если быт героя или профессия не знакомы сценаристу, нужно много «ресёчить». Да даже если знакомы. Каждый человек видит ту или иную ситуацию со своей колокольни. Так что я много читаю.
— С какими трудностями приходится сталкиваться при написании сценария?
— Самые главные трудности – это сомнения. Хорошо ли то, что я придумал? Мнение о написанном может сто раз поменяться: от «гениально!», до другого слова на ту же букву. И даже если кому-то понравится твоя работа, то сомнения переходят на новую стадию: «а вдруг он ошибается?» Есть психологическое явление – «синдром самозванца». Если человек добивается успеха, он не верит, что заслужил это. Я чувствую примерно то же самое.

— Есть какие-то запретные темы?
— Зависит от канала или платформы. Если говорить о мате и алкоголе, главное, чтобы было уместно и органично, иногда грубость и пьянство выглядят необаятельно. По поводу героев нетрадиционной ориентации: в фильме «Громкая связь» хорошо поднимается эта тема. Запрещена тема политики. Не знаю кем, просто появляется самоцензура и перестраховка. Как пример, отмена показа сериала «Слуга народа» на ТНТ и вырезанная шутка про президента в первой серии.
Вообще, запрещается много хорошего. Я сейчас говорю не только о темах, а в целом, о ситуации в нашей киноиндустрии.

— С какими трудностями приходится сталкиваться при написании сценария?
— Самые главные трудности – это сомнения. Хорошо ли то, что я придумал? Мнение о написанном может сто раз поменяться: от «гениально!», до другого слова на ту же букву. И даже если кому-то понравится твоя работа, то сомнения переходят на новую стадию: «а вдруг он ошибается?» Есть психологическое явление – «синдром самозванца». Если человек добивается успеха, он не верит, что заслужил это. Я чувствую примерно то же самое.
ЁЖ:
Есть какие-то запретные темы?
Кирилл:
Зависит от канала или платформы. Если говорить о мате и алкоголе, главное, чтобы было уместно и органично, иногда грубость и пьянство выглядят необаятельно. По поводу героев нетрадиционной ориентации: в фильме «Громкая связь» хорошо поднимается эта тема. Запрещена тема политики. Не знаю кем, просто появляется самоцензура и перестраховка. Как пример, отмена показа сериала «Слуга народа» на ТНТ и вырезанная шутка про президента в первой серии.
Вообще, запрещается много хорошего. Я сейчас говорю не только о темах, а в целом, о ситуации в нашей киноиндустрии.
— Над чем ты работаешь сейчас?
— Наша группа закончила писать комедийный сериал для ТНТ. Съёмки, намеченные на март, пока отложили.Неприятно, но нам не впервой. Многие пилоты сериалов, которые мы писали раньше, не вышли, или не были сняты. Разработка сериала – долгий процесс. Он может длиться год, два и больше. К тому же, сериалы часто кладут на полку и достают, когда это потребуется каналу. В 2014 году я трудился над сериалом «Полярный», который вышел на ТНТ в прошлом году.

— В каком жанре хотелось бы поработать?
— Мы пишем комедийные сериалы, с другими жанрами я не сталкивался. Опытные сценаристы советуют концентрироваться на чем-то одном, и я с ними согласен. Зрителю нужно давать качественный продукт, одновременно удивлять и оправдывать ожидания. По большому счёту, нам всем нужно хорошее кино.

— Как стать сценаристом, какими навыками и умениями следует обладать?
— Многие пришли в профессию из разных сфер, в частности из шоу-бизнеса. Я – из КВН. В 2000-х годах поставщиками идей для телепередач и фильмов стали как раз участники КВН. Всплеск популярности сериалов требует специалистов для создания качественного продукта. Сейчас очень много онлайн-курсов и сценарных школ. Также есть классическая сценарная литература. Важно обладать чутьём и способностью анализировать увиденный фильм, прочитанный роман или услышанную историю, записывать мысли, создавать заготовки. В общем, много писать.
Фото из личного архива Кирилла Карташова
Молодёжный онлайн-журнал «ЁЖ»
398055
Россия
Липецкая область
Липецк
ул. Московская, дом 83, помещение №12, кабинет №303
+7 (4742) 50-17-01 , +7 (4742) 50-17-18
Молодёжный онлайн-журнал «ЁЖ»
#Истории
Рекомендации