#Истории

Ситуация, среда, раскрепощённость

ezhonline.ru
31.05.2023
Ситуация, среда, раскрепощённость

Журнал «Ёж» присоединяется к проекту «Герои прошлого — наставники настоящего» Издательского дома «Липецкая газета». Этот проект посвящён людям разных профессий и времён. Их объединяет любовь к делу, которому они служили. И то, что они многому могут научить сегодняшних жителей региона и страны.

Вячеслав Михайлович Канищев – художник, педагог, член Союза художников России и бакалавр Международной ассоциации «Искусство народов мира». Созданная им в Липецкой школе-интернате для слепых и слабовидящих детей творческая мастерская «Вдохновение» удостоилась звания Образцового детского коллектива. Работы его воспитанников украшали выставки России, Бельгии, Франции. И география достижений наставника Канищева не менее обширна. 

Говоря о современной молодёжи, Вячеслав Михайлович утверждает, что она замечательная. Главное — создать условия. Среду, в которой можно учиться и развиваться. Ситуацию, чтобы поймать вдохновение и проявить себя. 

Эти слова можно назвать кредо Вячеслава Михайловича. Потому что весь его творческий и преподавательский путь именно таков.

фото. 1.JPG
Вячеслав Михайлович Канищев в мастерской

«Давайте хулиганить вместе»

Вячеслав Михайлович родился в первый год Великой Отечественной войны, 21 октября. С отличием окончил техническое училище, а затем и художественно-графический факультет Орловского государственного педагогического института. Вёл специальность «Черчение, рисование и труд» в Липецком строительном техникуме. Сейчас же работает в небольшой, но уютной мастерской. Здесь тихо играет музыка, «вкусно» пахнет краской. 

- Прихожу сюда и хулиганю, - с улыбкой осматривается художник.

Но это «хулиганство» особого рода. За ним скрывается понимание законов живописи, многолетняя практика и творческая, немного дерзкая свобода. В работах мастера удивительным образом угадываются джазовые композиции, а пейзажи знакомых мест заставляют задуматься о чём-то ранее незамеченном.

Раскрепощённость, умение расслабиться Вячеслав Михайлович считает важной частью не только искусства, но и его преподавания.

- Только так складывается внутренняя концепция того, что надо делать, - говорит он.

В 1988 году Вячеслав Михайлович пришёл в школу-интернат, чтобы оформить вестибюль. Тогда он, конечно, не подозревал, что здесь начнётся новый виток его жизни. И согласился на предложение директора, Игоря Ивановича Батищева, вести кружок рисования… 

Уже через полгода ученики Канищева открыли выставку в областной картинной галерее. Так появилась творческая мастерская изобразительного искусства «Вдохновение».

Фото. 2.jpg
Картины Канищева

Преподавая в школе-интернате, Вячеслав Михайлович разработал собственную методику работы со слепыми и слабовидящими детьми. С первого занятия он объяснял: «В искусстве главное, не что ты рисуешь, а как». 

Если попросить несколько человек изобразить одного и того же сказочного персонажа, то у каждого получится уникальный рисунок. Поэтому ребята учились оценивать свои работы и анализировать рисунки других. У каждого была особая техника и манера. На занятии Вячеслав Михайлович разрешал держать карандаш любым удобным способом. Например, незрячий парень Виктор Фетисов его сразу ломал, клал плашмя и вытворял удивительные абстрактные вещи. Поначалу одноклассники посмеивались и называли такие работы «кулём-мулём». Тогда учитель дал им задание: «Рисуем кулём-мулём». Уже через двадцать минут, глядя на картину Вити, они с уважением говорили: «О! Ну это же Фетисов!..»

Фото. 3.jpg
Рисунок Виктора Фетисова 

На занятиях всегда фоном играла музыка, создавая атмосферу – ту самую ситуацию. Однажды новый ученик с порога заявил, что рисовать он не будет и это ему вообще неинтересно. Тогда Вячеслав Михайлович раздал всем листочки, а для него листок положил чуть в стороне. И разрешил ученику бездельничать. Но уже скоро его руки сами потянулись к карандашу. Рассматривая получившийся рисунок, учитель с улыбкой спросил: 

- Ну что же ты меня обманывал? Посмотри, как здорово получилось.

С тех пор парень подходил после уроков, внимательно изучал рисунки других и спрашивал совет.

Созданная в мастерской «Вдохновение» творческая и образовательная среда приносила щедрые плоды. Работы воспитанников украсили выставки в России и за рубежом. А сам учитель проводил мастер-классы в Бельгии, преподавал в изостудиях в знаменитых центрах - «Орлёнке» и «Артеке». Их совместная выставка «Учитель и ученики» на ВДНХ получила заслуженное признание. Иногда урок в студии начинался с весёлого выкрика: «Вячеслав Михайлович, мы пришли похулиганить!» Тогда в ответ звучало непременное: «Так, давайте хулиганить вместе…»

Уренгой-Помары-Ужгород

В 1982 году началось всесоюзное строительство грандиозного газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород». Сложнейшее инженерное сооружение из труб, генераторов и высокоточных агрегатов должно было стать ответом на введённые против СССР санкции. Первому в мире трансконтинентальному газопроводу предстояло пройти через вечную мерзлоту, болота, горный хребет и многочисленные реки.

Вклад в появление газотранспортного коридора из Сибири в Европу внесло и советское студенчество. В том числе - и студенты Липецкого строительного техникума, стройотряд которого Вячеслав Михайлович Канищев возглавил в 1983 году. И без того непростая задача осложнялась ещё и тем, что до этого командирами выбирали преподавателей по профильным спецпредметам. А тут и мастером дали парня, недавно окончившего институт. Настоящий вызов для педагога и руководителя!

Фото. 5.JPG
Картина, нарисованная с натуры во время той самой стройки.

Прибыв на место, студенты увидели, что жить предстояло в поставленных в ряд четырёхместных домиках. Вроде бы неплохо, но командир решил, что чего-то не хватает, и принялся чертить. Когда новый план был готов, закипела работа. К ночи расчистили волейбольную площадку. Можно было отдыхать, но на этом испытания только начинались… 

Во втором часу ночи раздался оглушительный рёв моторов, а по окнам ударил яркий свет. За слепящими фарами мотоциклов виднелись лица серьёзно настроенных ребят, в руках некоторых мелькали ножи. Сказав мастеру, чтобы никто не выходил, Вячеслав Михайлович отправился на переговоры. 

- Парни, давайте по-хорошему. Мы сегодня устали, да и у вас, наверное, был непростой день. Встретимся лучше завтра, - как можно уверенней сказал он.

Удивительно, но спокойный тон и отсутствие страха сработали. Ночные визитёры удалились, так и не узнав, что руководитель отряда защищал в первую очередь именно их. Ведь в домиках сидело несколько десятков крепких спортивных ребят, готовых постоять и за себя, и за друзей.

Выстроенная в первый день площадка стала центром стройотрядовской жизни. Она помогла вылепить тот монолит, в который превратилось небольшое студенческое сообщество. Игры не прекращались до глубокого вечера. Приходили и те самые визитёры, но теперь уже в качестве гостей. Как и все, они терпеливо стояли в очереди к волейбольной сетке. А тех, кто пытался грубить, тут же вразумляли бойкие стройотрядовские девчонки. Местные даже организовали себе на выгоне площадку для тренировок, чтобы лучше подготовиться к играм со студентами.

Ребят не требовалось дополнительно мотивировать. Хватало ощущения большого совместного дела. Ведь когда на твоих глазах, с помощью твоих рук пустырь обрастает сваями и песком, становясь частью сложнейшей инфраструктуры, — понимаешь важность работы. Поэтому не было ни конфликтов, ни психологических проблем. Стройотрядовцы с радостью вставали в шесть утра, делали зарядку и шли на стройку. Девчонки в основном занимались малярными работами. Штукатурили и красили, забираясь порой с помощью «армянских» лесов на шестиметровую высоту. А парни таскали, пилили, сверлили и забивали, в общем, делали любую возможную строительную работу. Однажды главный инженер спросил, умеет ли кто-нибудь из отряда управлять грузовиком или экскаватором. 

Канищев улыбнулся: 

- У меня четверть ребят из деревень и второе место в их жизни после горшка — рабочее место отца. Кто на тракторе, кто на бульдозере, кто на кране – обязательно умеют!

И действительно, набралось с десяток человек, отлично знакомых с техникой. 

Но был не только труд. Рядом с липчанами трудились студенты из Орла, Воронежа и Курска. У каждого отряда был оркестр и спортивная команда. Они постоянно соревновались в работе, творчестве и спорте. А первое место в волейболе всегда было за Липецком.

Фото. 6.JPG
«За успешную работу в студ. стройотрядах объявляется благодарность»

В 1983 году в студенческом отряде Липецкого строительного техникума было пятьдесят человек. Работали они около двух месяцев и получили хорошие по тем временам деньги – от трёхсот до четырёхсот рублей. Но главным их достижением можно считать победу во Всесоюзном социалистическом соревновании. Отряд из Липецка оказался лучшим во всём огромном СССР!

Люди, состоявшие во Всесоюзных строительных студенческих отрядах, вспоминают о том времени с теплотой и ностальгией. Не только из-за того, что это времена их молодости, но и потому что им довелось побывать частью могучей созидательной силы… 

Андрей Скоморохов


Молодёжный онлайн-журнал «ЁЖ»
398055
Россия
Липецкая область
Липецк
ул. Московская, дом 83, помещение №12, кабинет №303
+7 (4742) 50-17-01 , +7 (4742) 50-17-18
Молодёжный онлайн-журнал «ЁЖ»
#Истории
Рекомендации