Журналы «Ёж» и «Золотой Ключик» совместно с управлением социальной политики Липецкой области продолжает цикл «ДОМ». Он — о семьях, чьи истории могут многому научить любого из нас.
Галичья гора – знаменитый заповедник в Липецкой области, считающийся настоящим ботаническим чудом. Известен своей уникальной флорой, хотя и является одним из самых маленьких в мире. Посетителю, попавшему сюда в первый раз, может показаться, что это невероятно красивое место, в котором остановилось время. И если насчёт первого он будет совершенно прав, то со вторым дело обстоит совсем по-другому. Здесь кипит бурная научная и культурная жизнь: трудятся экспедиции, проводят конференции, приезжают на практику преподаватели и студенты. А учёные скрупулёзно, целыми поколениями, ведут исследования и живут прямо на территории заповедника. О том, как растить детей там, где царят наука и красота, нам рассказала семья Славгородских. А мы им немного позавидовали.
Наверное, нет ничего удивительного в том, что Алексей Васильевич и Эмма Михайловна познакомились благодаря биологии. Всё началось, когда студентка Эмма приехала на научную практику. Там же работал молодой сотрудник Воронинского заповедника, и уже тогда педагоги говорили, что обращаться к нему следует исключительно по имени и отчеству. Он оказался очень интересным и лёгким в общении человеком. Даже совсем не сердился, когда его называли Алексеем. Уже потом, когда Эмма Михайловна работала в школе в Тамбовской области, он вышел на связь и спросил, можно ли приехать к ней - пособирать гербарий. Общение и совместные прогулки на природе возобновилось, а через некоторое время молодые исследователи решили пожениться. Правда, Алексей поставил условие: свадьба состоится, если Эмма поступит в Пущинский научный центр биологических исследований. Так и произошло, а через некоторое время семья переехала в заповедник и появился первый сын Анатолий.
Алексей Васильевич ещё в школе не видел для себя никакой карьеры, кроме научной. Отец работал ветеринаром и привил своим детям интерес к живой природе и тому, как она устроена. Трое закончили биологический факультет Воронежского университета. Сестра Алексея Васильевича по специальности энтомолог, младший брат - зоолог, а сам он занимается гидроботаникой. Преподавал в школе, закончил магистратуру Пущинского государственного университета и аспирантуру Академии наук в Институте биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина. Работал в Воронинском заповеднике, в Национальном парке «Смоленское Поозерье», а с 2001 года живёт и трудится на Галичьей горе. Где, кроме исследовательской деятельности, работает экскурсоводом в Липецком областном музее природы.
Эмма Михайловна окончила Тамбовский государственный университет и первое время работала в заповеднике по специальности демографии лесов. Сейчас полностью сосредоточилась на доме и воспитании пятерых детей. А не забыть ботанические навыки ей помогает выращивание орхидей.
ДОМ = РАБОТА
Рассказывая о людях, постоянно живущих в заповеднике, нельзя не упомянуть о том, как они работают. Сотрудники занимаются слежением за дикой природной обстановкой Липецкой и окрестных областей. Где-то обнаружились новые растения или птицы перестали появятся в привычных местах — всё это подробно изучается и фиксируется. На Галичьей горе есть специалисты по самым разным областям биологии. И даже физики разместили здесь приборы для дистанционного зондирования земли.
У научных сотрудников нет нормированного рабочего дня. Только зимой, когда приходит время сортировать материалы и подводить итоги наблюдений, их можно легко найти в административных и исследовательских корпусах заповедника. Всё остальные сезоны они проводят «в полях». У современного учёного редко бывает хобби. Ведь он постоянно занимается самообразованием, читает статьи, следит за передовыми методами исследования и техническими новинками.
Важная особенность Галичьей горы — традиции и преемственность поколений учёных. Например, здесь с 1950-х годов по одной и той же методике ведётся изучение насекомых. Поэтому в энтомологическом отношении Галичья гора считается самой исследованной точкой Европы. Для обывателя практическая польза от такого продолжительного скрупулёзного труда не очевидна. Но в будущем он может помочь отследить или даже спрогнозировать изменения в экосистеме. В этом и есть главная сложность и красота фундаментальной науки - начиная любое исследование, учёные не знают, к чему оно приведёт и как пригодится в будущем.
Отдельная гордость Алексея Васильевича как исследователя — разработка специального пресса для гербариев. Сейчас им пользуются по всему миру. Ещё есть идея вырастить лотосы на территории Липецкой области. Сейчас они уже встречаются в водоёмах Курска, Белгорода и Воронежа. И вопреки привычному представлению хорошо переносят суровый климат. Лотос не только красив, но ещё и полностью съедобен. Алексей Васильевич считает, что наиболее незанятая прибрежная часть водоёмов отлично подойдёт для выращивания новой сельскохозяйственной культуры.
НАТУРАЛИСТЫ ОТ РОЖДЕНИЯ
В заповеднике выросло уже много поколений, и внуки одних учёных играют с детьми других. Здесь сложилась особенная атмосфера общения и практически невозможно услышать ненормативную лексику. Дети сотрудников отлично знают, какой специалист, чем занимается. Если находят что-то интересное – раненого стрижа, незнакомый гриб, необычное насекомое - сразу бегут к тому, кто сможет дать им исчерпывающий ответ на все вопросы. Ребята изучили все звериные тропы и повадки тех, кто по ним ходит. Летом на игровой площадке заповедника тесно от приехавших на каникулы детей, а Рождество не обходится без озорных колядок.
Старший сын Славгородских, Анатолий, учится на четвёртом курсе Тамбовского государственного университета по специальности биология, пишет диплом по ихтиологии и является командиром взвода в военно-учебном центре. Работает с ребятами с ограниченными возможностями здоровья в 30-й школе города Тамбова. Главным его увлечением всегда была биология. В одиннадцатом классе он целое лето посвятил тому, что сидел у лампы и ловил ночных бражников. Поймал всех представителей этого семейства бабочек в Липецкой области. А однажды, когда он был совсем маленький, по внешнему виду определил скорую гибель деревьев.
Сергей любит считать, изобретать и чинить. Изучает машиностроение на первом курсе Балтийского государственного технического университета. Вещи, которые попадают ему на ремонт, служат потом очень долго. Все младшие ребята учатся в школе села Донское. Семиклассница Маша занимается пением, выступает на праздниках и концертах, разводит вместе с мамой орхидеи. Десятилетняя Феодосия не отстаёт от сестры в области вокала и обожает помогать родителям по хозяйству. А ещё девочки перечитали всё художественную литературу в сельской библиотеке и постоянно просят у родителей новые книги.
Первоклассник Ваня подпевает сёстрам и пытается играть на гитаре. Но главная его страсть – рыбалка. Как только он замечает, что папа собрался в экспедицию, - сразу бежит за удочками. В три года научился кидать спиннинг и этим летом добыл своего первого судака. А самая большая пойманная им щука весила 1,8 килограмма.
НАУКА ВОСПИТАНИЯ
Алексей Васильевич считает, что детей в первую очередь надо воспитывать собственным примером: «Каков родитель, таким в большей степени будет и ребёнок». Причём одними словами не обойтись, необходимо, чтобы они подтверждались поступками. Старшие в семье не должны сомневаться при принятии решений и быть последовательными, чтобы не путать подрастающее поколение. Правда, потом Алексей Васильевич, улыбаясь, добавляет, что как учёному ему с этим приходится сложно. Ведь сомнение — обязательный атрибут его профессии, и безапелляционность в ней только вредит. Поэтому приходится себя контролировать и просить жену внести корректировки в воспитательный процесс. Они вообще здорово друг друга дополняют. Эмма Михайловна и сама отмечает, что часто бывает строже мужа, а он всегда говорит: «Много любви никогда не повредит».
Как это часто бывает, старшие сыновья в семье Славгородских воспитывались строже. Секции, кружки, оценки, поведение — за всем был внимательный контроль. Сейчас же мама понимает, что где-то бдительность можно и ослабить. Главное, понять склонности ребёнка, мягко его поддерживать и не пытаться дать ему все знания мира. Поэтому в воспитании Эмма Михайловна больше старается взывать к разуму, договариваться и объяснять. Часто недопонимание между поколениями получается преодолеть, предложив молодёжи поставить себя на место мамы или папы.
Все дети разные, и у каждого свои потребности, интересы, темперамент. Поэтому и подходить к ним надо индивидуально и с умом. Феодосия, например, очень ответственная и педантичная. Однажды учитель объявила в классе минуту тишины и сама, не выдержав положенного времени, стала задавать вопросы. Феодосия не отвечала, а когда её спросили, почему она молчит, серьёзно ответила: «Вы же сами сказали, что у нас минута тишины». Маша же к ограничению и правилам относится куда свободнее и не прочь схитрить при возможности. Анатолий любит пофилософствовать и поболтать, Сергей — молчалив и предпочитает говорить предметно. Ваня, как и положено младшему, — внимательно следит за старшими, копируя их поведение.
Эмма Михайловна уверена, что воспитание — тонкая и кропотливая работа. Только родителям под силу заметить и исправить черты характера, которые в будущем могут навредить ребёнку. Но делать это надо постепенно, последовательно и аккуратно. Опыт Славгородских подсказывает им, что главное, чтобы дети выросли хорошими людьми. А тогда и карьерные, и научные успехи не за горами.
Андрей Скоморохов