Народная мудрость гласит: «Не ходи в магазин голодным - купишь больше, чем надо». Это правило работает не только с едой, а с любыми покупками в принципе.
У психологов есть специальный термин - «шопоголизм». Он характеризует человека, неспособного удержать деньги в кошельке (или на карте). Особенно сильно шопоголизм распространился несколько лет назад, когда в нашу жизнь ворвались маркетплейсы. Человеку даже ехать в торговый центр не надо. Сидишь себе на диване и листаешь каталог с товарами, добавляешь понравившиеся в корзину, оплачиваешь. А через какое-то время покупки доставит курьер (или сам дойдёшь до ближайшего пункта выдачи, они обычно располагаются в максимальной шаговой доступности). И есть вероятность, что обычная процедура — покупка товаров — превратиться в зависимость. А значит, в болезнь.
Люди с такой зависимостью просто физически (и психологически) оказываются неспособными отказаться от покупок. Даже если у кого-то получилось «затормозить», то малейший стресс может вызвать рецидив. И всё начнётся сначала. Тогда в голове такого человека окончательно закрепиться установка - «покупки = радость».
Вот мы и добрались до «нулевого пациента» - эмоций. Люди получают зависимость не сколько от самого процесса покупки чего-либо, а от ощущений, связанных с этим. Резко улучшается настроение, приглушается тревожность - «спасибо» эндорфину и домафину, которые вырабатывает организм. И со временем, как несложно догадаться, человек просто привыкает к ним. Ему хочется всё больше и больше приятных ощущений. Кроме этого, есть немало людей, для который материальные объекты — самый быстрый способ поднять самооценку и вызвать реакцию у окружающих.
Если человек уже не может прожить без спонтанных и многочисленных покупок, то справиться с этим в одиночку ему будет крайне сложно. Скорее всего, без помощи специалистов и поддержки близких уже не обойтись. Конечно, доводить до такого состояния себя нельзя. Поэтому с шопоголизмом нужно бороться на ранней стадии его проявления. И вот пара советов.
1. Планирование расходов. Это очень хороший способ управления бюджетом. Дело в том, что нерациональная трата денег может привести к печальным последствиям. Например, кредитной «гирлянде», которую очень сложно распутать.
2. Выяснение источника раздражения. Ответь искренне на вопрос: «зачем ты что-то покупаешь?» Может, это связано со скукой, злостью или чем-то ещё? Нужно выяснить причину и найти альтернативное решение. Для человека покупка, например, 15 кошельков выглядит как «сумасшедшее» или иррациональное поведение. Но и для шопоголика это не выглядит чем-то ненормальным. Он закрыл, пусть и временно, своим эмоциональные потребности. Соответственно, вот эти эмоциональные потребности нужно постараться направить в другое русло. Сложно, но если болезнь только начала проявляться, можно.
Кстати, вот ещё один важный момент, который сильно влияет на распространение шопоголизма — окружение. Если среди ваших друзей и знакомых много поклонников хаотичных покупок, то стать среди них «белой вороной», увы, не выйдет. Придётся «резать по-живому». Проще говоря, менять окружение.
Ну и, конечно, не стоит себя лишний раз провоцировать и проверять на прочность. Загружайте себя работой, учёбой, общением с друзьями, различными занятиями, чтобы мобильные приложения маркетплейсов не казались такими манящими, как, впрочем, и торговые центры с многочисленными бутиками.
Так что будьте осторожны! Казалось бы, из безобидного увлечения может вырасти большая проблема.
Ирина Белоус, г. Липецк